Название ИО | Профориентационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации «Будущее моего района - мое будущее» |
---|---|
Категория инновационного опыта | (ДР) Другое |
Орган власти/организация реализующая ИО | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области |
Актуальность |
Ежегодные опросы и анкетирования в сфере ранней профориентации обучающихся показывают, что есть дети, и их не мало, которые приобретают профессию не по призванию, а только для того, чтобы иметь среднее специальное образование и трудоустроиться за пределами региона, выполняя любую работу. Как правило, это дети из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профориентация этих детей с информированием о возможностях получения образования и трудоустройства в регионе, состоянием современного рынка труда очень важна. Так же важно вести интересную, разнообразную профориентационную работу с этими детьми, привлекая их к мероприятиям программ и проектов ранней профориентации. Как показали опросы, большая часть старшеклассников не знают об уровне заработной платы специалистов предприятий и организаций в городе и районе, о новых ведущих организациях агропромышленного комплекса района и заработной плате специалистов и рабочих, возможностях поддержки молодых специалистов, трудоустраиваемых в селе. Программа профориентационной работы «Будущее моего района - мое будущее» имеет конкретную цель - профориентация учащихся, способствующая формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе. Школа, ведя профориентационную работу, взаимодействуя с социальными партнерами, способна помочь выпускнику сделать правильный для себя выбор, а не «плыть по течению». Возможно, школа, ведя профориентационную работу, направленную на информирование о состоянии рынка труда региона, имеет возможность в какой-то части сократить миграцию трудоспособного населения за его пределы. |
Цель |
Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Моршанском районе. |
Задачи |
- осуществлять профориентацию старшеклассников через урочную и внеурочную деятельность; - обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся; - сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства Моршанского района, об организации производства, современном оборудовании, о профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки; - разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи; - разработать механизм содействия трудоустройства выпускников школы. |
Целевые группы |
Дети из многодетных, малообеспеченных, опекаемых, неполных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
Показатели и индикаторы результата |
1. Количество участников декады профессиональной ориентации под руководством специалиста ТОГКУ "Центр занятости населения № 5» г. Моршанск: 2016 год - 45 обучающихся (детей целевой группы- 15) 2017 год- 89 обучающихся (детей целевой группы- 33) 2018 год – 145 обучающихся (детей целевой группы- 53) 2019 год – 170 обучающихся (детей целевой группы- 70) 2. Количество участников Единого дня профориентации: 2016г- 28 обучающихся (детей целевой группы- 13) 2017г- 40 обучающихся (детей целевой группы- 18) 2018 год – 55 обучающихся (детей целевой группы- 20) 2019 год – 56 обучающихся (детей целевой группы- 25) 3.Количество участников мероприятий проекта «За собой в профессию»: «За собой в предпринимательство» - 15 обучающихся (детей целевой группы -8) «За собой в IT» - 23 обучающихся (детей целевой группы -13) «За собой в медицину» - 23 обучающихся (детей целевой группы -7) «За собой в строительство»- 35 обучающихся (детей целевой группы -23) «Сделай шаг в медицину будущего»- 20 обучающихся (детей целевой группы - 6) «За собой в сельское хозяйство»- 50 обучающихся (детей целевой группы -23) 5.Количество участников профориентационных консультаций и мастер-классов по профессиям: Ландшафтный дизайн- 15 обучающихся (детей целевой группы -3) Животновод- 10 обучающихся (детей целевой группы -7) Овощевод- 28 обучающихся (детей целевой группы -7) Лесник- 10 обучающихся (детей целевой группы - 6) Лаборант- 23 обучающихся (детей целевой группы - 11) Повар- 40 обучающихся (детей целевой группы - 21) Механик- 20 обучающихся (детей целевой группы - 10) Автослесарь-20 обучающихся (детей целевой группы - 10) Сварщик-20 обучающихся (детей целевой группы - 10) Дизайн одежды- 40 обучающихся (детей целевой группы- 21) 6. Количество участников социального проекта «Возможности земли Моршанской»-35 обучающихся; из них: дети из многодетных семей- 6 дети, находящиеся под опекой-2 дети из неполных семей -6 дети из малообеспеченных семей -8 дети из семей СОП -2. 7.Количество участников Всероссийской профдиагностики 2017 год- 61 обучающихся (детей целевой группы -33) 2018 год-156 обучающихся (детей целевой группы -53) 2019 год-227 обучающихся (детей целевой группы -70) 8.Количество участников Всероссийского форума «ПроеКТОрия» 2018-2019 уч.год- 168 (детей целевой группы -53) |
Достигнутые результаты |
8.1. Количество обучающихся 9-11 классов на начало 2016-2017 уч.г.- 52 Из них: обучающихся, определившихся с выбором профессии- 21(40%) детей целевой группы -7 (13%) обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 9(17%) детей целевой группы -2 (3%) 8.2 Количество обучающихся 9-11 классов на начало 2017-2018 уч.г.- 90; Из них: обучающихся, определившихся с выбором профессии- 48(53%) детей целевой группы -12 (13%) обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 26(28%) детей целевой группы -8 (8%) 8.3.Количество обучающихся 9-11 классов на начало 2018-2019 уч.г.- 75; Из них: обучающихся, определившихся с выбором профессии- 55(73%) детей целевой группы -14 (18%) обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 28(37%) детей целевой группы -8 (10%) 8.4.Количество обучающихся 9-11 классов на начало 2019-2020 уч.г.- 72; Из них: обучающихся, определившихся с выбором профессии- 57(79%) детей целевой группы -18 (25%) обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 31(43%) детей целевой группы -16 (22% |
Разработчики |
Белоглазова Елена Викторовна - социальный педагог |
Перспективы ИО |
Разработка программы ранней профориентации на 2020-2024 гг. для обучающихся 8-11 классов, в том числе обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации на следующий период с расширением социального партнерства |
Необходимые ресурсы |
1. Материальные ресурсы с целью увеличения количества мастер-классов и профессиональных проб, посещения предприятий и организаций региона. 2. Системное взаимодействие со специалистами администрации района по вопросам организации сотрудничества с ведущими организациями, предприятиями района в вопросах ранней профориентации. |
Адрес ИО |
Тамбовская область Моршанский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Устьинская СОШ) Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение Адрес: Моршанский район, село Устье, ул. Рабочая, дом 175а 8(47533)51-1-45 контактное лицо Белоглазова Елена Викторовна - 89027293623 |
Cайт размещения подробной информации | http://ustsosh.68edu.ru/ |
Дополнительная информация |
В МБОУ Устьинской СОШ в настоящее время выстроилась система профориентационной работы - реализуется программа «Путь к профессии», которая охватывает обучающихся 1-11 классов. Администрация, педагоги выстраивают работу с детьми и родителями, ставя цели повысить мотивацию молодежи к труду, оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии, стремясь обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры. Школу посещают представители многих учебных заведений, призывая обучающихся к выбору престижных профессий. Результаты впечатляющие – все выпускники 11 класса продолжают обучение в ВУЗах, многие за пределами области. Часть выпускников 9-х классов, стремясь к получению определенной профессии, целенаправленно идут учиться в колледжи, планируя дальнейшее поступление в ВУЗ. Но есть дети, которые поступают учиться, приобретая профессию не по призванию и, как правило, трудоустраиваются за пределами региона, выполняя работу не по специальности. Многие из них воспитываются в семьях с низким материальным достатком, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа профориентационной работы «Будущее моего района - мое будущее» разработана с целью помочь обучающимся в построении своей профессиональной траектории в регионе. |
Об авторах | Белоглазова Е.В.- социальный педагог |
Приложения |
1.Программа профориентационной работы «Будущее моего района – мое будущее» размещена на сайте МБОУ Устьинской СОШ http://ustsosh.68edu.ru в разделе «Профориентационная работа». 2. Информация о проведении профориентационных консультаций размещена на сайте МБОУ Устьинской СОШ http://ustsosh.68edu.ru в разделе «Профориентационная работа». 3.Ссылки на публикации в СМИ: 1) Презентация «Профориентация обучающихся сельской школы» размещена на странице (http://gotovimyrok.com/?page_id=48687) Интернет ресурса http://gotovimyrok.com 2) Презентация социального проекта «Возможности земли Моршанской» размещена на сайте https://edupres.ru на странице https://edupres.ru/other/proekty/file/23571-sotsialnyj-proekt-po-proforientatsii |