Профориентационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации «Будущее моего района - мое будущее»

Название ИО Профориентационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации «Будущее моего района - мое будущее»
Категория инновационного опыта (ДР) Другое
Орган власти/организация реализующая ИО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области
Актуальность

Ежегодные опросы и анкетирования в сфере ранней профориентации обучающихся показывают, что есть дети, и их не мало, которые приобретают профессию не по призванию, а только для того, чтобы иметь среднее специальное образование и трудоустроиться за пределами региона, выполняя любую работу. Как правило, это дети из многодетных, малообеспеченных, неполных  семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Профориентация этих детей с информированием о возможностях получения образования и трудоустройства в регионе, состоянием современного рынка труда очень важна. Так же важно вести интересную, разнообразную профориентационную работу с этими детьми, привлекая их к мероприятиям программ и проектов ранней профориентации.  Как показали опросы, большая часть старшеклассников не знают об уровне заработной платы специалистов предприятий и организаций в городе и районе, о новых ведущих организациях агропромышленного комплекса  района и заработной плате  специалистов и рабочих, возможностях поддержки молодых специалистов, трудоустраиваемых в селе. Программа  профориентационной работы «Будущее моего района - мое будущее» имеет конкретную цель - профориентация учащихся, способствующая формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе. Школа, ведя профориентационную работу, взаимодействуя с социальными партнерами, способна помочь выпускнику сделать правильный для себя выбор, а не «плыть по течению». Возможно, школа, ведя профориентационную работу,  направленную на информирование о состоянии рынка труда  региона,  имеет возможность в какой-то части сократить миграцию трудоспособного населения за его пределы.

Цель

Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в Моршанском районе.

Задачи

- осуществлять профориентацию старшеклассников через урочную и внеурочную деятельность;

- обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;

- сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства Моршанского района, об организации производства, современном оборудовании, о профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;

- разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи; - разработать механизм содействия трудоустройства выпускников школы.

Целевые группы

Дети из многодетных, малообеспеченных, опекаемых, неполных  семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Показатели и индикаторы результата

1. Количество участников декады профессиональной ориентации под руководством специалиста ТОГКУ "Центр занятости населения № 5» г. Моршанск:

2016 год - 45 обучающихся (детей целевой группы- 15)

2017 год- 89 обучающихся (детей целевой группы- 33)

2018 год – 145 обучающихся (детей целевой группы- 53)

2019 год – 170 обучающихся (детей целевой группы- 70)

2. Количество участников Единого дня профориентации:

2016г- 28 обучающихся (детей целевой группы- 13)

2017г- 40 обучающихся (детей целевой группы- 18)

2018 год – 55 обучающихся (детей целевой группы- 20)

2019 год – 56 обучающихся (детей целевой группы- 25)

3.Количество участников мероприятий проекта «За собой в профессию»:

«За собой в предпринимательство» - 15 обучающихся (детей целевой группы -8)

«За собой в IT» - 23 обучающихся (детей целевой группы -13)

«За собой в медицину» - 23 обучающихся (детей целевой группы -7)

«За собой в строительство»- 35 обучающихся (детей целевой группы -23)

«Сделай шаг в медицину будущего»- 20 обучающихся (детей целевой группы - 6)

«За собой в сельское хозяйство»- 50 обучающихся (детей целевой группы -23)

5.Количество участников профориентационных консультаций и мастер-классов по профессиям:

Ландшафтный дизайн- 15 обучающихся (детей целевой группы -3)

Животновод- 10 обучающихся (детей целевой группы -7)

Овощевод- 28 обучающихся (детей целевой группы -7)

Лесник- 10 обучающихся (детей целевой группы - 6)

Лаборант- 23 обучающихся (детей целевой группы - 11)

Повар- 40 обучающихся (детей целевой группы - 21)

Механик- 20 обучающихся (детей целевой группы - 10)

Автослесарь-20 обучающихся (детей целевой группы - 10)

Сварщик-20 обучающихся (детей целевой группы - 10)

Дизайн одежды- 40 обучающихся (детей целевой группы- 21)

6. Количество участников социального проекта «Возможности земли Моршанской»-35 обучающихся;

из них: дети из многодетных семей- 6

дети, находящиеся под опекой-2

дети из неполных семей -6

дети из малообеспеченных семей -8

дети из семей СОП -2.

7.Количество участников Всероссийской профдиагностики

2017 год- 61 обучающихся (детей целевой группы -33)

2018 год-156 обучающихся (детей целевой группы -53)

2019 год-227 обучающихся (детей целевой группы -70)

8.Количество участников Всероссийского форума «ПроеКТОрия»

2018-2019 уч.год- 168 (детей целевой группы -53)

Достигнутые результаты

8.1. Количество обучающихся 9-11 классов на начало  2016-2017 уч.г.- 52

Из них:

обучающихся, определившихся с выбором профессии- 21(40%)

детей целевой группы -7 (13%)

обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 9(17%)

детей целевой группы -2 (3%)

8.2 Количество обучающихся 9-11 классов на начало  2017-2018 уч.г.- 90;

Из них:

обучающихся, определившихся с выбором профессии- 48(53%) 

детей целевой группы -12 (13%)

обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 26(28%)

детей целевой группы -8 (8%)

8.3.Количество обучающихся 9-11 классов на начало  2018-2019 уч.г.- 75;

Из них:

обучающихся, определившихся с выбором профессии- 55(73%)

детей целевой группы -14 (18%)

обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 28(37%)

детей целевой группы -8 (10%)

8.4.Количество обучающихся 9-11 классов на начало  2019-2020 уч.г.- 72;

Из них:

обучающихся, определившихся с выбором профессии- 57(79%)

детей целевой группы -18 (25%)

обучающихся, планирующих трудоустраиваться в регионе – 31(43%)

детей целевой группы -16 (22%

Разработчики

Белоглазова Елена Викторовна - социальный педагог

beloglazova.ev78@yandex.ru

Перспективы ИО

Разработка программы ранней профориентации на 2020-2024 гг. для обучающихся 8-11 классов, в том числе обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации на следующий период с расширением социального партнерства

Необходимые ресурсы

1. Материальные ресурсы с целью увеличения количества мастер-классов и профессиональных проб, посещения  предприятий и организаций региона.

2. Системное взаимодействие со специалистами администрации района по вопросам организации сотрудничества с ведущими организациями, предприятиями района  в вопросах ранней профориентации.

Адрес ИО

Тамбовская область

Моршанский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Устьинская СОШ)

Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение

Адрес: Моршанский район, село Устье, ул. Рабочая, дом 175а

8(47533)51-1-45

u-sosh@yandex.ru

http://ustsosh.68edu.ru

контактное лицо Белоглазова Елена Викторовна -

89027293623

beloglazova.ev78@yandex.ru

Cайт размещения подробной информации http://ustsosh.68edu.ru/
Дополнительная информация

В МБОУ Устьинской СОШ в настоящее время выстроилась система профориентационной работы - реализуется программа «Путь к профессии», которая охватывает обучающихся 1-11 классов. Администрация, педагоги выстраивают работу с детьми и родителями, ставя цели повысить мотивацию молодежи к труду, оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии, стремясь обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры. Школу посещают представители многих учебных заведений, призывая обучающихся к выбору престижных профессий. Результаты впечатляющие – все выпускники 11 класса продолжают обучение в ВУЗах, многие за пределами области. Часть выпускников 9-х классов, стремясь к получению определенной профессии, целенаправленно идут учиться в колледжи, планируя дальнейшее поступление в ВУЗ. Но есть дети, которые поступают учиться, приобретая профессию не по призванию и, как правило, трудоустраиваются за пределами региона, выполняя работу не по специальности. Многие из них воспитываются в семьях с низким материальным достатком, семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа профориентационной работы «Будущее моего района - мое будущее» разработана с целью помочь обучающимся в построении своей профессиональной траектории в регионе.

Об авторах Белоглазова Е.В.- социальный педагог
Приложения

1.Программа профориентационной работы «Будущее моего района – мое будущее» размещена на сайте МБОУ Устьинской СОШ http://ustsosh.68edu.ru в разделе «Профориентационная работа».

2. Информация о проведении профориентационных консультаций размещена на сайте МБОУ Устьинской СОШ http://ustsosh.68edu.ru в разделе «Профориентационная работа».

3.Ссылки на публикации в СМИ:

1) Презентация «Профориентация обучающихся сельской школы» размещена на странице (http://gotovimyrok.com/?page_id=48687) Интернет ресурса http://gotovimyrok.com

2) Презентация социального проекта «Возможности земли Моршанской» размещена на сайте  https://edupres.ru на странице  https://edupres.ru/other/proekty/file/23571-sotsialnyj-proekt-po-proforientatsii