Название ИО | Служба предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) |
---|---|
Категория инновационного опыта | (РИ) Развитие инфраструктуры |
Орган власти/организация реализующая ИО | Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» |
Актуальность |
Выпускникам образовательных организаций, обучающих детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность таких выпускников на рынке труда. Очевидна необходимость создания системы мер по оказанию обучающимся с умственной отсталостью личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формировании мотивации в самоопределении, потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Создание Службы предпрофессиональной подготовки, обеспечивающей профессиональную ориентацию и самоопределение обучающихся с умственной отсталостью, получение знаний и практических навыков определенных видов профессиональной деятельности, несомненно, повышает шансы обучающихся на успешную адаптацию в обществе и является актуальным и востребованным временем. |
Цель |
Создание условий для осознанного и адекватного выбора профессии обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), оказание им профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения, сферы будущей профессиональной деятельности и помощи в самореализации во взрослой жизни. |
Задачи |
развитие инфраструктуры для реализации программ профессионального самоопределения и формирования первичных трудовых навыков; проведение диагностики предпочтений, склонностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью в выборе профессиональной деятельности; реализация программы предпрофессиональной подготовки для детей с умственной отсталостью; межведомственное и межотраслевое сотрудничество по предпрофессиональной подготовке на основе заключения соглашений о взаимодействии; проведение профпроб, экскурсий, конкурсных и других мероприятий профориентационной направленности. |
Целевые группы |
Обучающиеся 14-18 лет с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) |
Показатели и индикаторы результата |
Показателями (индикаторами) результата деятельности Службы предпрофессиональной подготовки являются: количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 до 18 лет, охваченных профориентационной работой; количество детей, прошедших предпрофессиональную подготовку в рамках реализации программ по предпрофессиональной подготовке; количество направлений (профессий) предпрофессиональной подготовки обучающихся; количество обучающихся, продолживших профессиональное обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования. |
Достигнутые результаты |
Повышение эффективности системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ; охват обучающихся старших классов профориентационной работой- 100% (30 человек); расширение вариативности, доступности и качества услуг по предпрофессиональной подготовке, оказываемых детям-инвалидам и детям с ОВЗ старших классов с участием учреждений профессионального образования -14 человек; внедрение новых форм и методов профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ; количество направлений (профессий) предпрофессиональной подготовки обучающихся -6; формирование информационного пространства для повышения родительской компетенции в вопросах предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ; увеличение количества обучающихся, продолживших профессиональное обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования (71,4% от общего количества выпускников); расширение спектра образовательных организаций среднего профессионального образования в сфере сотрудничества по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – 3; укрепление материальной базы учебных мастерских, приобретение оборудования и учебно-дидактического материала для предпрофессиональной подготовки обучающихся. |
Разработчики |
Косолапова Л.В., заместитель директора по воспитательной работе; Царева Ю.Н. , педагог-психолог; Матвеева О.С., воспитатель |
Перспективы ИО |
Перспектива развития предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью предполагает дальнейшую работу по реализации программ предпрофессиональной подготовки с увеличением практических часов, что позволит апробировать и внедрить новые методики и технологии предпрофессиональной подготовки обучающихся. Продолжит осуществляться дальнейшая отработка модели межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия. |
Необходимые ресурсы |
Наличие нормативно-правовой базы; материально-техническое обеспечение, наличие профильных кабинетов и оборудования; учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программ; высококвалифицированный кадровый состав. |
Адрес ИО |
Тамбовская область |
Cайт размещения подробной информации | http://ccenter.68edu.ru/sppuo.html |
Дополнительная информация |
В рамках деятельности Службы проведено около 280 теоретических и 120 практических занятий, 7 экскурсий на предприятия города и области (кондитерская фабрика ТАКФ; ООО «Папа Карло»(пиццерия); химчистка-прачечная «Мартини»; завод ОАО ТВЭСТ г. Тамбов; ООО «Швея» г. Рассказово; ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»; ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»). Информация по предпрофессиональному обучению представлена на сайте центра и в областной общественно-политической газете «Тамбовский курьер». |
Об авторах | Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Косолапова Л.В., заместитель директора по воспитательной работе; Царева Ю.Н. , педагог-психолог; Матвеева О.С., воспитатель |
Приложения |