В зависимости от специфики семьи специалистами используется один из трех видов сопровождения:
-кризисное сопровождение предлагается семьям, проживающим кризисные этапы формирования семьи «Возврат в прошлое» или «Вживание»;
-активное сопровождение осуществляется в семьях, переживающих нормативные возрастные кризисы, связанные с депривационными нарушениями ребенка;
-стабильное сопровождение (мониторинг) замещающей семьи проводится для отслеживания динамики состояния здоровья ребенка и эффективности функционирования.
Разнообразие видов сопровождения помогает специалистам своевременно выявлять и решать возникающие трудности, проблемы при интеграции ребёнка в семью, а также создавать условия для полноценного развития и социализации личности приёмного ребёнка и повышения психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
В ходе сопровождения специалисты проводят мониторинг существующих потребностей и трудностей замещающей семьи, анализируют полученные данные, определяют адресную помощь. При наличии кризиса в семье составляется программа индивидуальной реабилитации на период от 6 месяцев до 1 года. В программе указываются сроки и содержание реабилитационной работы с семьей, с кровными и приемными детьми, с социальным окружением.
В арсенале специалистов имеется различный диагностический инструментарий, который активно используется для качественного проведения мониторинга (наблюдения, беседы, анкеты, рисуночные тесты, проективные методики, блоки компьютерных диагностических методик «Амалтея»). Используемый инструментарий позволяет быстро и своевременно выявить проблемы и оказать незамедлительную помощь в их преодолении.
Одной из форм индивидуального контакта с замещающей семьей является посещение семьи специалистами (плановое и экстренное).
В каждом муниципальном образовании области успешно действует «Школа замещающих родителей», в которой родители с помощью специалистов постигают тонкости и особенности в общении с детьми, учатся успешно преодолевать сложные и конфликтные ситуации, узнают много нового и полезного о воспитании детей, а также, знакомятся друг с другом.
При проведении занятий используются интерактивные методы обучения (беседа, дискуссия, обсуждение, тренинги, моделирование, проектирование и т.д.). Тематика разнообразна и строится по запросам родителей. Встречи проводятся один раз в два месяца, формы работы разные, в том числе супервизорские, это когда опытные замещающие родители передают свое мастерство, знания начинающим родителям. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы.
С семьями проводятся традиционные областные и муниципальные мероприятия: Слет замещающих семей, Выездная школа и др.
Во время проведения данных мероприятий проводятся интерактивные психологические тренинги, ролевые игры для детей и родителей, арт - терапевтические занятия для детей, творческие мастерские, конкурсные спортивные и развлекательные программы. в психолого- педагогических тренингах, совместных творческих мастерских, а также, родители и дети получают индивидуальные консультации.
Проводится областная конференция замещающих семей. В ходе конференции на пленарном заседании поднимаются важные вопросы, проводятся круглые столы.