Профилактика отказов от новорожденных детей в рамках реализации программы «Право ребенка на семью»

1) Выявление женщин с риском отказа от новорожденного. Медицинские работники учреждений здравоохранения осуществляют выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка, в соответствии с алгоритмом работы по предотвращению отказов от детей в учреждениях здравоохранения, согласно Порядку межведомственного взаимодействия.  Озвученное намерение женщины на любом сроке беременности является сигналом к началу работы. Но бывают ситуации, когда намерение об отказе прозвучало еще во время беременности. С целью оказания на ранних этапах медико-социальной, правовой, психологической помощи беременным женщинам и женщинам в трудной жизненной ситуации, в соответствии с приказом управления здравоохранения области от 19.02.2014 № 219 организованы кабинеты медико-социальной поддержки беременных женщин. Работа в них направлена на сохранение и укрепление здоровья женщин, их медико-социальную защиту, поддержку и профилактику отказов от новорожденных. Кабинеты созданы на базе женских консультаций и являются их структурными подразделениями. В состав всех кабинетов, входят специалисты - врачи акушеры-гинекологи, психологи и юристы. Для организации оказания  социальной помощи  беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, учреждения здравоохранения заключили соглашения с учреждениями социального обслуживания населения для привлечения  к работе с данной категорией женщин социального работника.

2) Прием и передача информации о намерении или факте отказа. Информация о выявленной женщине передаётся ответственному лицу за работу по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях, который регистрирует информацию в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов детей о выявленном случае, и оформляет письменное согласие женщины на обработку и использование персональных данных. Передача информации в органы опеки  и попечительства по месту нахождения учреждения здравоохранения  осуществляется в течение установленного времени (от 30 минут до 3-х часов).

3) Прием, регистрация и оценка экстренности поступившей информации о выявленном случае, назначение куратора случая,  выяснение ситуации и мотивов отказа от ребенка, включение семьи в работу осуществляется органами опеки и попечительства. Куратор при согласии женщины имеет свободный доступ  в учреждение здравоохранения, где находится женщина. До приезда куратора, в учреждении здравоохранения с женщиной, намеренной отказаться от ребёнка проводится индивидуальная работа, направленная на предотвращение отказа. Затем продолжается работа по сохранению ребенка в семье и реабилитационное сопровождение женщины (семьи)