Электронное обеспечение образовательного процесса по дисциплине «Сольфеджио»: вокально-интонационные и слуховые упражнения для обучающихся с ограничением здоровья по зрению

Электронное пособие содержит систематически изложенные упражнения на освоение элементов музыкального языка в соответствии с программой дисциплины «Сольфеджио» для обучающихся по программе дополнительного предпрофессионального образования детей.

Сборник состоит из упражнений, созданных и аранжированных автором. Это задания на отработку вокального интонирования и задания на определение на слух изучаемых элементов.

Освоение элементов музыкального языка опирается на принцип модели: изучение структуры лада осуществляется на основе освоения одной тональности в один промежуток времени (в соответствии с уровнем обучающегося). Изучение звукорядов, интервалов и аккордов на ступенях данной тональности синхронизировано с освоением специфики метра, размера, ритмических рисунков. Далее предлагаются задания для закрепления и самоконтроля.

Работа по данному электронному пособию предполагает следующие этапы:

  1. Работа в классе под контролем преподавателя с объяснением упражнения, с последующим его пропеванием со словами, со ступеневыми обозначениями, а затем – с сольфеджированием.
  2. Работа внеаудиторная в целях закрепления пройденного в классе – самостоятельное прослушивание.
  3. Визуальное подкрепление изученного (пение по нотам) – для детей, не имеющих ограничения здоровья по зрению.
  4. Вторичное аудиальное выполнение заданий – определение на слух элементов музыкального языка.

Помимо упражнений каждый диск включает блок, содержащий записи лучшей классической музыки в изучаемой тональности. Это необходимо для решения как общеэстетических, так и специальных задач:

  • накопления багажа музыкальных впечатлений;
  • аудиального освоения элементов музыкального языка в комплексе – интонационных и ритмических особенностей произведения, его фактурной и гармонической специфики (в рамках целостного анализа).