Мероприятия проекта «Преодолеем вместе» занимают особое место в системе здоровьесбережения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Проект рассчитан на 18 месяцев, основной целью является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности у детей-инвалидов.
Реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется в тесной интеграции с другими современными технологиями психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей.
В основу всей работы по здоровьесбережению детей-инвалидов положен анализ всех факторов охраны жизни и укрепления здоровья детей, их физического и психологического благополучия, формирование основ здорового образа жизни.
В ходе реализации проекта используются разнообразные здоровьесберегающие технологии:
•защитно-профилактические (выполнение санитарно-гигиенических требований, ограничение предельного уровня образовательной и психоэмоциональной нагрузки);
•компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, танцевальный тренинг, антистрессовая пластическая гимнастика, виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными, сказкотерапия (песочная терапия), оздоровительные и спортивные подвижные игры, гидрореабилитация, гидроаэробика, эмоциональные разрядки и ״минутки покоя״ использование различных форм арт-терапии);
•стимулирующие (дозируемые физические и эмоциональные нагрузки);
•информационно-обучающие (используется аудиосопровождение; проводятся самомассаж, пальчиковая, различные виды артикуляционной гимнастики: биоэнергопластика, комплексные разминки).
•социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (в рамках взаимодействия учреждения с семьей проведение разнообразных социально-психологических тренингов, организация консультативных мероприятий, ознакомление родителей со специальными техническими и др. устройствами для занятий по развитию двигательных навыков и умений).
Важнейшей составляющей частью плана мероприятий Проекта «Преодолеем вместе» стала реализация программы по развитию двигательных навыков и умений у детей «Ступени». На базе оборудованной комнаты для занятий адаптивной физкультурой 1 раз в неделю организованы занятия с детьми целевой группы, направленные на формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей детей с использованием спортивного и игрового оборудования (набор «Набрось колечко», напольная дорожка «Гусеница», движущийся квадрат, батут, скамейки гимнастические, мячи массажные, гимнастические, прыгуны и многое другое).
Занятия проводят инструкторы по физической культуре учреждения, а также преподаватели и 10 студентов (волонтеры) ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», которые совместно разработали календарный план работы по программе, составили комплект конспектов-занятий в соответствии с опорными коррекционными упражнениями.
Все занятия строятся с соблюдением принципов игровых и здоровьесберегающих технологий.
Во-первых, мониторинг актуального состояния развития двигательных навыков и умений детей-инвалидов (первичная диагностика – май 2015 г., промежуточная диагностика - январь 2015 г., итоговая диагностика - сентябрь 2016 г.) по критериям программы «Ступени».
Во-вторых, отбор современных здоровьесберегающих технологий, методик, способов и приемов с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей. Приоритетное внимание уделяется применению адаптивно-оздоровительных и личностно-ориентированных технологий:
нетрадиционных (дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз, танцевальный тренинг, антистрессовая пластическая гимнастика, различные виды адаптивной двигательной рекреации (походы, целевые оздоровительные прогулки, семейный досуг, фитнес, сказкотерапия, песочная терапия);
национальных спортивных и оздоровительных (русская национальная игра «Лапта», хоккей на полу, дартс);
гидрореабилитации (начальное обучение плаванию ребенка-инвалида в домашних условиях (в ванной), гидроаэробика - водный тренинг (в бассейне).
В-третьих, внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды, предусматривающих организацию оптимального двигательного режима, обеспечение благоприятной реабилитационно-оздоровительной обстановки, преобладания положительных эмоций у детей, использование психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
учебный спортивно – оздоровительный центр ТГУ им. Г.Р. Державина «Антей»: тренажерный и фитнес - залы, бассейн;
комната для занятий адаптивной физкультурой учреждения, оснащенная беговой дорожкой, массажным креслом и др.);
стационарная спортивная площадка учреждения, оборудованная рукоходом, элементом для бросания мяча «Одуванчик», игрой «Городки», лабириноми т.д.);
спортивное, игровое, туристическое оборудование - стол для армрестлинга, командный аттракцион «Веселые старты», костюм «Сумо», подростковые велосипеды, самокаты, мячи, палатки, коврики туристические, спальные мешки, сумки изотермические, треноги, казаны алюминиевые, термосы).
В-четвертых, внедрение информационно-образовательных технологий, включающих в себя, игры, беседы, совместную деятельность, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни (например, обучение детей элементарным приемам гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, чередование различных видов деятельности с целью развития разных анализаторов).