Название ИО | Школа Содружества и Творчества для детей с особыми образовательными потребностями и нормотипичных детей в инклюзивных классах |
---|---|
Категория инновационного опыта | (ТХ) Технология |
Орган власти/организация реализующая ИО | МАОУ СОШ № 22 |
Актуальность |
Актуальность инклюзивной образовательной технологии «Школа Содружества и Творчества» определяется запросом общества. Родители и педагоги стремятся всесторонне развивать детей, организовывать развивающую среду, способствующую формированию познавательных интересов детей с учетом их потребностей и интересов. |
Цель |
Сохранение и укрепление психического здоровья не только детей, но и других участников образовательного процесса, а именно родителей (законных представителей) детей с ОВЗ. |
Задачи |
Основными задачами инклюзивной технологии «Школа Содружества и Творчества» являются:
|
Целевые группы |
Целевая группа для 1-4 модуля – дети 7-18 лет с особыми образовательными, в том числе обучающиеся в инклюзивных классах. Целевая группа для 5 модуля – родители детей с особыми образовательными потребностями. |
Показатели и индикаторы результата |
Благодаря медиации, для каждого ребенка обеспечиваются комфортные условия обучения и стираются границы обособления детей с ОВЗ в замкнутой от других детей группе.
Используя арт-терапевтические технологии в течение нескольких лет, можем сделать вывод об их положительном эффекте: положительная динамика в сформированности основ толерантного поведения школьников – 40 %; улучшение показателей эмоционально-психологического климата в классных коллективах школьников с ЗПР на 44%; наблюдается положительная динамика сформированности самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья (составила 62%.), снижение личностной и школьной тревожности (составила 38%).
Результаты применения технологии «Мастер сказок»: социальные и коммуникативные умения повысились на 36%: на начало года 48%, на конец года 84%. У детей, работающих в подгруппе, заметно увеличился интерес к взаимодействию со сверстниками. Дети с удовольствием играют с дидактическим материалом игрового набора, общаются между собой, создают композиции, придумывают сюжеты и создают авторские сказки, развивая творческие способности. Отмечается увеличение способности к наблюдательности, повысился уровень сенсорного восприятия на 52%: на начало года 32%, на конец года 80%. У детей повысился уровень речевого развития на 26%: на начало года 35%, на конец 63%. Расширился словарный запас, улучшился грамматический строй и связная речь. Улучшились результаты по развитию зрительно-моторной координации – на 36%: на начало года 35%, на конец года 71%.
Неоднократная реализация данного проекта может привести к положительным результатам в пропаганде конструктивных методов приведения в норму внутреннего психического состояния у учащихся с ОВЗ. Сеансы в сенсорной комнате органично включаются в комплексную систему работы «Школы Содружества и Творчества» для детей с особыми образовательными потребностями и нормативными детьми в инклюзивных классах. Технология «Мы вместе» Технология «Мы вместе» обеспечивает оказание родителям (законным представителям) помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа, для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. |
Достигнутые результаты |
Учащиеся с ограниченными возможностями повысили свое функционирование и улучшили навыки социального взаимодействия. Дети осваивают запланированную программу в рамках своего индивидуального учебного плана. Обучающие участвуют в общешкольных, городских мероприятиях. Дети с особенностями развития посещают летний пришкольный лагерь, что говорит о высокой вовлеченности в учебный процесс, а также о комфортности среды для данной категории детей. Во внеурочной деятельности наблюдается положительная динамика. На первых этапах обучения некоторые дети не проявляли интереса к деятельности, отказывались от помощи педагога, демонстрировали нежелательное поведение, резко реагировали на коррекцию ошибок. В результате реализации инклюзивной практики дети стали проявлять интерес к занятиям, интенсивность нежелательного поведения у детей снизилась, что позволяет им заниматься в микрогруппах с нормотипичными детьми. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ и детей со статусом «ребенок-инвалид», мы создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нём. Комфортное обучение в инклюзивной среде современной школы подтверждается статистически: ежегодно растет число детей, выбирающих инклюзию в общеобразовательном классе, а не обучение на дому. |
Разработчики |
Нестерова Г.А., педагог-психолог Зяблова А.И., педагог-психолог |
Перспективы ИО |
Создать единое адаптивное образовательное пространство, позволяющее создать для всех и для каждого участника образовательных отношений территорию успеха. |
Необходимые ресурсы |
Психологическая и методологическая подготовка педагогических работников в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ. Со стороны родителей, дети которых обучаются по нормативным, стандартным программам, понимания и доверия в отношении к совместному обучению их детей с детьми с ОВЗ в одном классе. Психологическая готовность нормально развивающихся школьников дружелюбно относиться к детям с ОВЗ и принимать рядом с собой особенных детей. |
Адрес ИО |
Комитет образования администрации города Тамбова Тамбовской области муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 имени героя Российской Федерации Д.Е. Иванова» 392008, Тамбовская область, город Тамбов, ул. 1-я Полковая, д. 25 e-mail: sch22@city.tambov.gov.ru тел.: 8 (920) 475-56-42 Директор: Колодина Марина Викторовна |
Cайт размещения подробной информации | |
Дополнительная информация | |
Об авторах | Нестерова Г.А., педагог-психолог Зяблова А.И., педагог-психолог |
Приложения |