Название ИО | Введение краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс |
---|---|
Категория инновационного опыта | (ТХ) Технология |
Орган власти/организация реализующая ИО | ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат» |
Актуальность |
У детей с ОВЗ степень сформированности исторических и обществоведческих понятий (факты и события истории прошлого и настоящего нашей Родины, нашего края) сформированы на низком уровне. Для них характерен минимальный объем краеведческих знаний, их фрагментарность, нечеткость, отсутствие обобщенных знаний и самостоятельности в их актуализации, слабая дифференцированность краеведческих знаний, неумение изложить сведения о родном крае своими словами (по историческому направлению низкий уровень выявлен у 93 % обучающихся, по экологическому - у 60%, по культурологическому - у 97%) Раскрывая ребенку в привычной ему среде «малой Родины» новое, неизвестное, часто необычное, развивая и поддерживая интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края можно не только формировать гражданско-патриотическое самосознание, но и выравнивать речевое развитие детей с ОВЗ. Ведь в краеведении заложен огромный потенциал для решения задач по развитию речи: - расширение объема словаря с опорой на активное познание детьми их окружения; - уточнение значения и развитие структуры значения слова; - формирование и совершенствование грамматического строя речи; - развитие фонетико-фонематической системы языка; - развитие связной речи и речевого общения. |
Цель |
Индивидуально-личностное развитие обучающихся через введение в коррекционно-образовательный процесс элементов краеведения. |
Задачи |
|
Целевые группы |
Обучающиеся с ОВЗ |
Показатели и индикаторы результата |
Повышение уровня сформированности нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ: любовь к своей малой родине и интерес к её прошлому; Увеличение числа обучающихся, умеющих изложить сведения о родном крае своими словами; Воспитание у детей бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; Повышение интереса к чтению краеведческой литературы. |
Достигнутые результаты |
Оценка результативности и эффективности данного направления коррекционно-развивающего процесса проводится в конце учебного года. По результатам анализа за 2015-2016 учебный год средний уровень сформированности краеведческих знаний по историческому направлению выявлен у 15 % вместо 7% в начале года, по экологическому - у 55 % вместо 40 %, по культурологическому - у 11 % вместо 3 %. Публикация в научно-методическом журнале «Логопед» (№9, 2011) подтверждает инновационный характер данного направления. |
Разработчики |
Учитель-логопед ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат» Григорьева К.В. |
Перспективы ИО |
Можно рекомендовать включение данного направления коррекционно-развивающего процесса в работу других образовательных учреждений для детей с ОВЗ. |
Необходимые ресурсы | |
Адрес ИО |
393950, Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Лотикова, д.68. Электронная почта: togou12@mail.ru |
Cайт размещения подробной информации | http://www.openclass.ru/node/263837 |
Дополнительная информация | |
Об авторах | Учитель-логопед ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат» Григорьева К.В. Школа-интернат создана в 1956 году для оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2015-2016 уч.г. дети с ОВЗ составляли 27 % от всего количества обучающихся. Учредителем ТОГБОУ "Моршанская школа-интернат" является Управление образования и науки Тамбовской области. |
Приложения |