Введение краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс

Название ИО Введение краеведческого материала в коррекционно-образовательный процесс
Категория инновационного опыта (ТХ) Технология
Орган власти/организация реализующая ИО ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат»
Актуальность

У детей с ОВЗ степень сформированности исторических и обществоведческих понятий (факты и события истории прошлого и настоящего нашей Родины, нашего края) сформированы на низком уровне. Для них характерен минимальный объем краеведческих знаний, их фрагментарность, нечеткость, отсутствие обобщенных знаний и самостоятельности в их актуализации, слабая дифференцированность краеведческих знаний, неумение изложить сведения о родном крае своими словами (по историческому направлению низкий уровень выявлен у 93 % обучающихся, по экологическому - у 60%, по культурологическому - у 97%)

Раскрывая ребенку в привычной ему среде «малой Родины» новое, неизвестное, часто необычное, развивая и поддерживая интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края можно не только формировать гражданско-патриотическое самосознание, но и выравнивать речевое развитие детей с ОВЗ.

Ведь в краеведении заложен огромный потенциал для решения задач по развитию речи:

-  расширение объема словаря с опорой на активное познание детьми их окружения;

-  уточнение значения и развитие структуры значения слова;

-  формирование и совершенствование грамматического строя речи;

-  развитие фонетико-фонематической системы языка;

-  развитие связной речи и речевого общения.

Цель

Индивидуально-личностное развитие обучающихся через введение в коррекционно-образовательный процесс элементов краеведения.

Задачи
  • Выравнивание психофизического и речевого развития обучающихся с ОВЗ, развивая и поддерживая интерес к прошлому и настоящему Тамбовского края.
  • Воспитание гражданско-патриотического самосознания обучающихся с ОВЗ
  • Повышения качества коррекционно-образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ
  • Преодоление социальной исключенности детей с ОВЗ  их реабилитация и полноценная интеграция в обществ
Целевые группы

Обучающиеся с ОВЗ

Показатели и индикаторы результата

Повышение уровня сформированности нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ: любовь к своей малой родине и интерес к её прошлому;

Увеличение числа обучающихся, умеющих изложить сведения о родном крае своими словами;

Воспитание у детей бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Повышение интереса к чтению краеведческой литературы.

Достигнутые результаты

Оценка результативности и эффективности данного направления коррекционно-развивающего процесса проводится в конце  учебного года. По результатам анализа за 2015-2016 учебный год средний уровень  сформированности краеведческих  знаний по историческому направлению выявлен у 15 % вместо 7% в начале года,  по экологическому - у 55 % вместо 40 %, по культурологическому - у 11 % вместо 3 %.

Публикация в научно-методическом журнале «Логопед» (№9, 2011) подтверждает инновационный характер данного направления.

Разработчики

Учитель-логопед ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат» Григорьева К.В.

Перспективы ИО

Можно рекомендовать включение данного направления коррекционно-развивающего процесса в работу других образовательных учреждений для детей с ОВЗ.

Необходимые ресурсы
Адрес ИО

393950, Тамбовская область,

 г. Моршанск, ул. Лотикова, д.68. 

 Электронная почта: togou12@mail.ru
Контактный телефон: 8 (47533) 4-15-06

Cайт размещения подробной информации http://www.openclass.ru/node/263837
Дополнительная информация
Об авторах Учитель-логопед ТОГБОУ «Моршанская школа-интернат» Григорьева К.В. Школа-интернат создана в 1956 году для оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2015-2016 уч.г. дети с ОВЗ составляли 27 % от всего количества обучающихся. Учредителем ТОГБОУ "Моршанская школа-интернат" является Управление образования и науки Тамбовской области.
Приложения