Технология «Спартианские игры»

Инновационная технология «Спартианские игры» - это интересная, увлекательная форма развлечения и общения для несовершеннолетних, дающая возможность активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, проявить себя. Технология позволяет гармонично сочетать спорт с искусством и всемерно поощрять поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты.

Технология предполагает предварительную подготовку:

выбор темы, сюжета;

написание сценария спартианских игр (далее – Игра);

подбор комплекса физических упражнений, подвижных игр и «новых игр» на социализацию несовершеннолетних (социо-игры);

подготовка творческих конкурсов;

выбор способов поощрения.

Подготовительная работа с детьми включает в себя:

проведение мониторинга сформированности социальной, коммуникативной, интеллектуальной компетентности; уровня физического развития;

организация деятельности (на основе результатов мониторинга) по формированию знаний и умений, связанных с физической культурой, художественно-эстетическим развитием, которые необходимы для успешного выступления в различных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу Игр.

Разрабатывается комплекс мероприятий каждой Игры,  направленный на физическое развитие; духовно–нравственное развитие; развитие интеллектуальных навыков.

Специфика Игр состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы, должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале – такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное) развитие личности.

Комплекс используемых соревнований и конкурсов называется «Спартианский агон» (агон по-гречески – борьба, состязание, турнир).

Когда программа Игры строится на основе нескольких видов творческой деятельности, предлагается несколько моделей спартианских агонов:

- «Спарт – двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные соревнования + художественные конкурсы);

- «Спарт – троеборье»: Спорт + Искусство + Знания (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму).

- «Спарт – четырехборье»– Спорт + Искусство + Знания + Туризм (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму и интеллекту).

Большой популярностью среди участников Игр пользуется агон «Орхестрика» (в древней Греции искусство движения, проявляемое в театральных и боевых танцах, акробатических упражнениях). Главными показателями являются гибкость, ловкость, координация, сила, эстетическая демонстрация этих качеств, творчество, чувство ритма и музыки, одухотворенность и пластика, создание художественного образа.

Завершением Игр является спартианский финал – церемония награждения победителей и закрытия Игр.

Игры могут включать личные и командные или только личные (командные) соревнования.

В Играх используется инновационный подход к системе определения победителей соревнований и предусматривает ее построение на основе таких принципов (в том числе принципов «честной игры»), которые не порождают стремление победить любой ценой, а содействуют воспитанию культуры соревнования, нравственного поведения в условиях даже острого соперничества. Система поощрения победителей строится в соответствии с решаемыми задачами массовых спортивных соревнований учащихся.

Места команд определяются по сумме очков, набранных каждым участником и всей команды во всех конкурсах. При оценке выступлений участников учитываются лишь существенные различия в их результатах, а также предусматривается, что на одном призовом месте, в одной номинации может быть сразу несколько команд и участников.

В этих соревнованиях проигравших не должно быть, каждая команда в каких-то конкурсах и по каким-то показателям обязательно будет лучше других. Для этого организаторы соревнований формулируют и утверждают широкий перечень номинаций за личные и командные достижения. Все команды награждаются.

Участие в Играх дает детям положительные эмоции, решает проблемы негативизма, страхов, неуверенности в собственных силах. Дети с радостью воспринимают эту новую модель «спорта для всех», новые комплексные формы соревнования, объединяющие спорт, искусство и другие виды творческой деятельности, которые ориентируют несовершеннолетних на духовно–нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности.

С целью определения динамики реабилитационного процесса детей целевой группы (состоящие на различных видах учета) используются различные формы и методы: беседа, наблюдение, тест, анкетирование, рисование, игры. К подготовке диагностического инструментария, диагностике и обработке результатов привлекаются психологи и социальные педагоги.

Среди родителей учащихся также проводится анкетирование, которое показывает степень удовлетворенности результатами применения современной  технологии «Спартианские игры».

Позитивная динамика реабилитационного процесса (по результатам входной, промежуточной и итоговой диагностики) наблюдается у 49% несовершеннолетних группы риска.

Результаты реализации технологии «Спартианские игры» показывают ее уникальность и эффективность в работе с несовершеннолетними, в том числе, находящимися в конфликте с законом,  а также   возможность применения  в педагогической практике образовательных организаций других регионов России.