Коррекция детско-родительских взаимоотношений и агрессивных поведенческих проявлений посредством арт-терапевтических техник «Остров общения»

Формирование группы происходит на добровольной основе. Посещают группу дети вместе с родителями (мама или папа). Количественный состав 4 – 5 пар. Детско-родительские группы обязательно должны быть закрытыми, то есть после первого занятия новые участники в группу не допускаются.

Возраст детей: старший дошкольный (6-7 лет) или младший школьный возраст (7-11 лет).

Возраст родителей: не ограничен.

Цикл программы включает 10 занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Занятия проводят два специалиста (психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь участникам: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей и родителей.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого участника, веры в его положительный результат.
  2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
  3. Принцип добровольного участия.
  4. Принцип активности всех участников и творческой позиции.
  5. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка и взрослого.
  6. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
  7. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.
  8. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики.
  9. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов.
  10. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная

Ограничения и противопоказания

Программа не рассчитана на работу с детьми, при наличии у них следующих форм и состояний:

  • дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;
  • дети с психопатоподобным поведением;
  • дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) и психопатоподобным поведением.

Ожидаемые результаты

  • улучшение детско-родительских взаимоотношений и адаптации семьи;
  • повышение родительской компетентности;
  • стабилизация эмоционального состояния участников;
  • снижение психоэмоционального напряжения, уровня агрессивности, демонстративности;
  • повышение уровня креативности и творческих способностей участников;
  • повышение уверенности в себе и позитивного самоотношения.

Общая структура занятия включает следующие элементы:

  1. Ритуал приветствия;
  2. Разминка: настрой («разогрев»). Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений;
  3. Основная часть: арт-терапевтическое упражнение, направленное на решение задач занятия; коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация); работа в парах, малых группах.
  4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации);
  5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. Ритуал прощания.

Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

При реализации программы используются такие техники работы, как:

  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
  • мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);
  • музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
  • песочная терапия;
  • куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);
  • драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);
  • лепка из глины, соленого теста, пластилина;
  • маскатерапия;
  • коллаж и др.

Примерная тематика занятий:

  1. Знакомство. Я – это я!
  2. Путешествие во времени
  3. Прозрачные картинки
  4. Песочная магия
  5. Сказка оживает
  6. Зеркало чувств
  7. Мы – волшебники       
  8. Цветок желаний
  9. Дом нашей мечты
  10. Создаем портрет нашей семьи