Технология социального сопровождения «Интенсивная школа»

Технология «Интенсивная школа» заключается в организации образовательной деятельности, проводимой в режиме погружения подростков в значимые  для них проблемы. В применении к подросткам, находящимся в конфликте с законом, данная технология позволяет в режиме образования «крупными дозами» восполнить недостаток знаний, ценностных установок и социального опыта в сфере здорового образа жизни, правовой и коммуникативной культуры, личностного и профессионального самоопределения, других актуальных сферах.

В ходе использования технологии разрабатываются краткосрочные (от недели до месяца) программы интенсивного обучения на выбранную актуальную тему. Реализация программ происходит в каникулярное время на базе профильных смен летних лагерей, лагерей дневного пребывания, в образовательных организациях для детей-сирот. Технология интенсивного обучения предусматривает освоение подростками выбранной темы в ходе учебно-практических занятий, проблемно-ценностного общения, социально значимой, творческой, досуговой деятельности. К реализации технологии привлекаются специалисты необходимого профиля, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. В процессе работы школы интенсивного обучения с подростками работают юристы, медики, психологи и социальные педагоги, ведутся реабилитационные мероприятия: тренинги, консультации, коррекционные занятия.

Технология способствует расширению знаний подростков о социальной реальности, корректировке их ценностных установок, развитию социально значимых навыков, формированию ответственности, уверенности в себе, развитию позитивной Я-концепции.

Внедрение технологии «Интенсивная школа» начинается с диагностики: анализа причин постановки на учет и тяжести правонарушений, изучения позитивных возможностей, сильных сторон и дефицитов личностного развития подростков, их коммуникабельности, возможности интеграции в систему дополнительного образования.

      На втором этапе проводится работа по привлечению подростков школьного возраста в занятия, создается интегрированная группа в  процентном соотношении 30% (группа риска) к 70% (благополучные дети).

Когда интегрированная группа сформирована, ее состав стабилен, с подростками проводятся занятия интенсивной школы.

Программа интенсивной школы определяется принципами модульной технологии.

Обязательной составляющей любого модуля является деятельность психолога и социального педагога. Модули мобильны и видоизменяемы, но подобраны в соответствии с  темой и целью цикла занятий, способствующих коррекции и реабилитации подростков, восстановлению социального статуса.

По форме данная технология напоминает предметные недели.

Ее новизна и актуальность обусловлены: интегрированностью групп, четкой направленностью на социализацию, адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, использованием реабилитационного компонента при реализации образовательных модулей, налаженным сетевым и межведомственным взаимодействием с социальными партнерами.

Формы занятий разнообразны, интерактивны, продуктивно-деятельны, что в свою очередь в большей степени позволяет удерживать внимание и интерес подростков целевой группы. Это занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсии, трудовые десанты, работа дискуссионного киноклуба, спортивные соревнования встречи «За чашкой чая».

Позитивный опыт реализации технологии «Интенсивная школа»: минимум бесед и лекций, проведение тренинговых занятий с психологом и социальным педагогом, мастер-классы специалистов, а также представителей молодежных организаций.

          На средства гранта, выделенного Фондом поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации на реализацию Программы «Не оступись!», образовательные организации приобрели оборудование, которое помогает в проведении  занятий.

         После занятий каждого модуля среди подростков распространяются буклеты, памятки, визитки специалистов.

Позитивная динамика реабилитационного процесса (по результатам входной, промежуточной и итоговой диагностики) наблюдается у 41,4% несовершеннолетних группы риска.

Анализ эффективности программы с начала ее реализации по настоящее время по установленным индикаторам свидетельствует о снижении численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Несовершеннолетних, участвующих в программе,  совершивших преступление повторно, с момента начала работы площадки до настоящего времени, нет.

        Реализация технологии доказывает эффективность современной технологии «Интенсивная школа» в работе с детьми группы риска, а также возможность ее применения  в педагогической практике образовательных организаций других регионов России.