Технология социального сопровождения «Интенсивная школа»

Название ИО Технология социального сопровождения «Интенсивная школа»
Категория инновационного опыта (ТХ) Технология
Орган власти/организация реализующая ИО Тамбовское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества», 6 муниципальных опорных площадок на базе МБОУ ДОД ЦРТДЮ г. Тамбов, МБОУ ДОД Рассказовский дом детского творчества, МБОУ ДОД Центр детского творчества г.Мичуринск, МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей г.Моршанск, МБОУ Знаменская СОШ №1, МБОУ ДОД Жердевский ДДТ.
Актуальность

Современная забота о подрастающем поколении, воспитание достойного гражданина своей страны – это одна из важнейших задач любого государства, которое смотрит в будущее.

Одним из актуальных направлений образовательной политики в настоящее время является интеграция в дополнительное образование детей группы социального риска. С 2013 года эффективным средством введения подростков группы риска в систему дополнительного образования детей является реализация комплексной программы профилактики правонарушений несовершеннолетних Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015годы.

Основным мероприятием программы является внедрение технологии социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, находящихся с законом «Интенсивная школа».

Реализация технологии «Интенсивная школа» направлена на решение задач, поставленных Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и «Стратегией действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы».

Цель

Повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними, коррекция и реабилитация поведения и личностного развития подростков через внедрение инновационной технологии «Интенсивная школа»

Задачи
  • Обеспечение необходимых условий и ресурсов для реализации технологии;
  • привлечение партнеров межведомственного взаимодействия к мероприятиям в рамках реализации технологии;
  • исследование контингента несовершеннолетних, создание интегрированных групп подростков (30% к 70%);
  • включение несовершеннолетних целевой группы в обучение по программам дополнительного образования с реабилитационной составляющей;
  • использование модулей тренинговых занятий на коррекцию и развитие коммуникации, формирование положительного образа «Я», навыков саморегуляции, снятие агрессивности, личностный рост, освоение социальных навыков, противостояние негативному воздействию, формирование уверенного поведения, ответственности и социальной активности у подростков группы риска;
  • организация индивидуальной коррекционной работы в соответствии с дефицитами развития и воспитания подростков целевой группы;
  • использование диагностического инструментария на начальном, промежуточном и конечном этапах внедрения технологи
Целевые группы
  • Целевые группы реабилитационной технологии:
  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • Дети, находящиеся  в конфликте с законом;
     
Показатели и индикаторы результата

Количественные показатели и индикаторы:

  • численность несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • численность несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (в социально-опасном положении);
  • количество преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  • удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних;
  • удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, получивших реабилитационные услуги по технологии, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете;
  • удельный вес несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета, охваченных дополнительным образованием, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете;

Качественные показатели и индикаторы реабилитационного процесса в рамках технологии «Интенсивная школа»:

  • уровень самооценки (методика диагностики самооценки
  • Дембо-Рубинштейн, модификация Прихожан);
  • ценностные установки (методика «Ценностные установки» М.Рокича);
  • уровень освоения навыков ЗОЖ (анкета);
  • уровень социальной активности (методика ММРI (Ф.Б. Березина и А.Н. Собчик);
  • уровень дисциплинированности (методика М.И. Шиловой
Достигнутые результаты

За период реализации технологии произошло:  

  • снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (в социально-опасном положении) 2013г.-745; 2014г.-740; 2015г.-731
  • снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности  несовершеннолетних 2013г.-0,217; 2014г. – 0,21%, 2015 -0,21%;
  • снижение  удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, в общей численности несовершеннолетних 2013г.-8.5%; 2014г. – 8,4%;2015г.-8,4%;
  • повышение удельного веса несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, получивших реабилитационные услуги по технологии, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете 2013г.-90%, 2014-95%, 2015 -100%;
  • несовершеннолетних,  участвующих в реализации технологии, совершивших преступление повторно, с момента начала работы площадки до настоящего времени нет.

В процессе использования технологии реализованы программы 14 модулей интенсивного образования с погружением 1309 подростков (из них 778 детей целевой группы) в разнообразную деятельность по актуальным и значимым для них темам (самопознание, правовая грамотность, здоровый образ жизни, коммуникации и др.).

В результате изучения данных курсов у подростков группы риска закрепились умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, а также  потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами, и готовность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений.

Дети стали менее агрессивны и тревожны, научились контролировать свои эмоции, у многих повысилась самооценка, дети стали осознавать последствия своих поступков.

 Проведение мероприятий с использованием технологии  обеспечило позитивную динамику у 41, 4 % детей целевой группы по основным критериям эффективности:

  • уровень самооценки;
  • ценностные установки;
  • уровень освоения навыков ЗОЖ;
  • уровень социальной активности;
  • уровень дисциплинированности
Разработчики

Региональный ресурсный центр по работе с детьми группы риска

Перспективы ИО

Апробирование инновационной технологии и результаты ее реализации доказывают необходимость и эффективность применения в работе с детьми группы социального риска,  возможность применения в массовой практике образовательных организаций.

Необходимые ресурсы

Для реализации технологии  требуются следующие ресурсы:

  • сотрудники Регионального ресурсного центра по работе с детьми группы риска;
  • сотрудники, реализующие технологию (учитель-предметник, педагог дополнительного образования, юрист, педагог-психолог, социальный педагог);
  • наличие у педагогических кадров средне-специального или высшего педагогического образования; высшего психологического образования;
  • владение основами психологии девиантного поведения, возрастной психологии;
  • прохождение специального обучения, направленного на понимание проблем подростков, находящихся в конфликте с законом, умение их выделять и диагностировать, умение выстраивать общую тактику работы; 
  • поддержка органов исполнительной власти для обеспечения взаимодействия специалистов различного профиля для решения проблем детей;
  • учебно-методическое обеспечение.
     
Адрес ИО

Субъект Российской Федерации – Тамбовская бласть
Название организации - Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

Адрес почтовый: 392000, город Тамбов, ул. Рахманинова, 3Б.

Электронная почта: tmb-dvorets@mail.ru

Контактный телефон: 8 (4752)72-04-09

Контактное лицо – Трунов Дмитрий Васильевич, директор  ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

Cайт размещения подробной информации http://podrostok.68edu.ru/
Дополнительная информация
Об авторах Региональный ресурсный центр по работе с детьми группы риска
Приложения

Программа, фото - видеоматериалы размещены на портале «Подросток и общество»