Лекотека

Услугу «Лекотека» в Тамбовской области следует считать успешной моделью социализации, адаптации, реабилитации и психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Услуга внедрена в практику работы образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты и семейной политики с 2013г.

Модель сопровождения детей с проблемами в развитии с помощью Лекотеки позволяет достигать следующих результатов:

- расширять пути помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья;

- укреплять значимость психолого-педагогического воздействия, которое базируется на принципах гуманизма, целостности, комплексности помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основные формы реализации услуги «Лекотека»:

Консультация (К)

Взаимодействие специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которого реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты должны дать родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, познакомить их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

  • иагностический игровой сеанс включает диагностику уровня развития ребёнка, которая осуществляется в игровой форме и предполагает междисциплинарную оценку специалистов.

Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей ребёнка достигается благодаря анализу информации, проводимому после первичного обследования. Это даёт начало коррекционно-развивающим воздействиям, осуществляющимся в рамках реализации индивидуальной коррекционной программы в ситуации взаимодействия всех специалистов Лекотеки. Формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве, формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей происходит на занятиях различных специалистов. Информацию для организации этого процесса специалисты получают, анализируя данные первичной и (позже) вторичной (промежуточной) диагностики. Результаты обследования дают возможность определить познавательные, моторные и эмоциональные ресурсы ребёнка, на которые опираются специалисты в процессе коррекционно-развивающей работы. Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале.

При индивидуальных занятиях, в ходе комплексного диагностического обследования составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов.

При групповых занятиях осуществляется содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями. Установленный контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям, способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, развитию когнитивных навыков и навыков самообслуживания.

В индивидуальной и групповой работе с детьми используются техники развития общения, игровой терапии, различные варианты арт-терапии (театральная, изобразительная, фольклорная), техники развития ориентировки, большой, тонкой и оральной моторики, техники развития инициативы ребенка.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей (воспитателей). ерапевтический игровой сеанс заключается в использовании игровой терапии в определённый промежуток времени без перерыва, это игровой процесс, который можно наблюдать и которому необходимо способствовать, это процесс ожидания результатов ребёнка.

Специалист рассматривает каждую ситуацию как уникальный, непосредственно переживаемый опыт, который определяет то, какие игровые методы и техники следует использовать. Последовательно и терпеливо оказывает ребёнку помощь в поиске самого себя, помогает ему творчески и ответственно подходить к использованию своих способностей и возможностей.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)

Групповой родительский тренинг представляет собой вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие у родителей способности адекватного познания себя, своих детей, отношений с ними, складывающихся в ходе игрового взаимодействия; тренинг направлен на развитие родительской компетентности в общении с собственными детьми, тренинг нацелен на получение родителями эмоциональной поддержки через эмпатийное взаимодействие с другими родителями, посещающими Лекотеку. Специалистами проводятся тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и т.п.

О доступности и качестве услуги свидетельствует мониторинг оценки эффективности.