Лекотека

Название ИО Лекотека
Категория инновационного опыта (УС) Услуга
Орган власти/организация реализующая ИО Создано и функционируют 12 Лекотек на базе образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Актуальность

Актуальность функционирования Лекотек объясняется необходимостью непрерывного сопровождения детей с проблемами в развитии в период раннего и дошкольного детства и направлена на решение задач, поставленных Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и «Стратегией действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы».

Существует большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в образовательный процесс вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Новой формой оказания коррекционной психолого-педагогической помощи этим детям является Лекотека. Своевременно оказанная практическая помощь в коррекции детско-родительских отношений, социальная адаптация не только ребенка, но и семьи в которой он воспитывается – непременное условие успешной реабилитации ребенка-инвалида и ребенка c ограниченными возможностями здоровья.

Цель

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 3-х до 7 лет детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)

Задачи

Психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия;

профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии детей;

предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсных возможностях ребенка;

развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной сферы и регуляторных способностей;

подбор оптимальных способов обучения и адекватных средств общения с ребенком;

проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий согласно ндивидуальному плану;

формирование предпосылок учебной деятельности ребенка в образовательной организации;

гармонизация детско-родительского взаимодействия;

оказание родителям (законным представителям) помощи в адаптации семьи к инвалидности ребенка, в преодолении психологических проблем;

психопрофилактическая и психокоррекционная работа с ребенком и членами его семьи.

Целевые группы
  • дети-инвалиды и дети с ОВЗ от 3 до 7 лет;
  • родители (лица их заменяющие) детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
  • специалисты медицинских, социальных, образовательных учреждений и др., предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги
Показатели и индикаторы результата

Количественные показатели и индикаторы:

  • численность детей, которые воспользовались услугой (общее количество, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья);
  • количество коррекционно-развивающих программ;
  • количество оказываемых услуг (групповые занятия, индивидуальные занятия);
  • количество узких специалистов;
  • количество имеющихся пособий;
  • количество детей, усвоивших коррекционно-развивающие программы (количество детей, интегрированных в общеобразовательное учреждение, количество детей, интегрированных в специализированное учреждение, количество детей, интегрированных в дошкольную образовательную организацию);
  • информированность родителей по вопросам развития и воспитания детей;
  • характер детско-родительских отношений;
  • качество коррекционно-развивающих занятий в соответствии с требованиями программ;
  • удовлетворённость родителей оказываемыми услугами лекотеки.

Качественные показатели и индикаторы:

  • принятие/поступление ребенка в общеобразовательную организацию (детский сад);
  • позитивные сдвиги в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • низкая динамика развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • появление у родителей мотивации к индивидуальной и групповой работе с ребенком и над собой, к изменению своих деструктивных установок, мешающих созданию адекватных отношений с ребенком, с другими членами семьи, с обществом; увеличение их активности;
  • наличие отлаженной и развивающейся системы обмена опытом с другими специалистами и учреждениями области, региона, России;
  • востребованность услуг, связанных с обучением других специалистов работе по сопровождению детей с нарушениями в развитии и их семей, супервизией
Достигнутые результаты

За период реализации комплексной программы «Право быть равным», в регионе Лекотеки активно вошли в сферу услуг, поддерживающих детей с проблемами в развитии.

Обучены специалисты учреждений, на базе которых функционируют Лекотеки, а также специалисты дошкольных образовательных организаций области, сформирована нормативно-правовая база, совершенствовано материально-техническое обеспечение. Опыт реализации услуги транслируется в средствах массовой информации. В результате работы по реализации системы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития наметилась положительная динамика реабилитационного процесса у данной категории детей. Положительные отзывы родителей свидетельствуют о качестве и эффективности услуги.

Количество Лекотек с 2013 года по 2015 год увеличилось на 8 (2013г.-4; 2015 г. - 12).

Численность детей, охваченных деятельностью услуги «Лекотека»: за 2013г.  – 146 человек, за 2014 г. -240 человек, за 2015г.- 362 чел.

Разработчики

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Управление образования и науки области

Управление здравоохранения области

Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области

организации, выбранные в соисполнители мероприятий Программы «Право быть равным» на 2013-2015годы

Перспективы ИО

В Тамбовской области значительное внимание уделяется ранней психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность Лекотек позволила сформировать у родителей навыки коррекционной работы с детьми, положительное отношение к окружающей действительности, к внедрению и использованию игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психологической поддержки развития личности детей. Большим достижением Лекотек является формирование у детей с особыми образовательными потребностями предпосылок к учебной деятельности в дошкольных и школьных образовательных организациях.

В рамках реализации Концепции социального кластера «Региональная система защиты детства Тамбовской области» на 2012-2016 гг. внедрение новых технологий позволило повысить адаптационные возможности детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализацию в обществе.

В Тамбовской области планируется расширение сети Лекотек на базе образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты, для создания условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Необходимые ресурсы

Для реализации услуги Лекотека требуются следующие ресурсы:

сотрудники, осуществляющие услугу (руководитель, медсестра, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по ф/к, инструктор по гигиене);

наличие у педагогических кадров высшего педагогического образования; высшего психологического образования.

Реализация услуги зависит от совокупности материальных, методических и психологических условий. В материальном плане деятельность Лекотеки обеспечивается наличием удобных помещений для проведения индивидуальных и групповых форм работы (игровой зал и игровая/консультативная комната), а также наличие необходимого игрового оборудования. Предметно-развивающая среда Лекотеки включает: разнообразие и обширность предметно-игровой среды, наличие специальных технических и мультимедийных средств.

Для выполнения методических условий специалисты должны пройти курсы повышения квалификации по технологиям организации работы Лекотек.

Основным психологическим условием является личная заинтересованность и активное участие родителей.

Адрес ИО

Субъект Российской Федерации –   68

Название организации - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Психолого-медико-педагогическая консультация»

Адрес почтовый: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. М. Горького, 6

Электронная почта: opmpk_tambov@mail.ru

Контактный телефон: 8 (4752)72-84-63-

Контактное лицо – Чернышова Валентина Михайловна, директор ТОГБУ «Психолого-медико-педагогическая консультация»

Cайт размещения подробной информации http://opmpk68.ru
Дополнительная информация
Об авторах Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Управление образования и науки области Управление здравоохранения области Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области организации, выбранные в соисполнители мероприятий Программы «Право быть равным» на 2013-2015годы
Приложения

Деятельность Лекотек отражается на сайтах образовательных организаций, на сайтах учреждений здравоохранения и социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в медиа - планах, фотоматериалах.