Психолого-педагогическое сопровождение и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поверь в себя»

 

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г.Тамбова»

 

 

 

Проект

Эффективность комплексной психолого-педагогической помощи в профессиональной подготовке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Разработчики:

Шаталова А.В.

Стенина С.С.

 

 

 

 

Тамбов 2014

 

                                      

 

Пояснительная записка

 

 

«…Если жизнь окружает защитой, дети учатся верить в себя и других…»

Дороти Ло Нолт

 

 

На сегодняшний день многих педагогов, работающих в профессиональном образовании волнует проблема социально-психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям новой образовательной среды – профессионального колледжа. Желание дать детям-сиротам профессию – похвально, но, как известно, в колледжи поступает большинство абитуриентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не мотивированных на выбранную для них администрацией детского дома профессию.

Не мотивированные на дальнейшее образование, не сделавшие свой выбор в профессиональной сфере, слабо ориентирующиеся в окружающем социуме, привыкшие к постоянному контролю воспитателей, страстно желающие из под него вырваться, такие дети чаще всего демонстрируют не самые лучшие свои качества: нежелание учиться (пропуски занятий, без уважительных причин), трудиться (прогуливают производственную практику), участвовать в каких либо мероприятиях, а также пренебрежение общепринятыми правилами учебного заведения, грубость, безответственность, презрение к окружающим и т.д. Возможно, такое поведение сирот можно отнести к издержкам воспитания в детском доме. Так как образ жизни и система воспитания  формируют специфические особенности общения воспитанников со взрослыми и сверстниками.

Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого-педагогического сопровождения. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд. 1). В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
На основании этого нами был разработан  проект  «Эффективность комплексной психолого-педагогической помощи в профессиональной подготовке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Цель и задачи проекта : содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие автономности, самостоятельности, социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

 Задачи:

  1. оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
  2. осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;
  3. создавать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях колледжа;
  4. обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, своих основных прав и социальной поддержки;
  5. способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;
  6. организовать систему взаимодействия структурных подразделений колледжа по адаптации лиц данной категории.

Ожидаемые результаты:

  • более 55 % качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практики студентов из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие пропусков учебных занятий, учебной и производственной практики без уважительной причины;
  • более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
  • более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении;
  • 100 % реализация прав и получение льгот, гарантированных государством;
  • высокий уровень готовности студентов к профессиональной практике и будущей трудовой деятельности;
  • высокий уровень комфортности обучения; высокий уровень правовой осведомленности студентов в вопросах получения льгот и гарантий;
  • более 50 % выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроены по полученной профессии и специальности.

 

Срок действия проекта 2014/2015–2015/2016 учебные годы

 

Этапы реализации проекта:

2014/2015 учебный год – подготовительный этап:

  • научно-методическое обеспечение деятельности педагогического колледжа по реализации проекта;
  • постановка цели и задач перед коллективом;
  • разработка методических рекомендаций по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
  • апробация проекта.

2015/2016 учебный год – основной этап:

  • реализация программы;
  • внесение изменений и дополнении в методические рекомендации по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

2015/2016 учебный год – заключительный этап:

  • совершенствование деятельности педагогического колледжа по сопровождению адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.

 

Приоритетными направлениями в реализации данного проекта являются:

  1. психологическое направление (психологическая служба);
  2. педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели);
  3. социальное направление (социальные педагоги, кураторы, воспитатель).

Психологическое направление:

 Психологическое направление предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению, освоению профессии. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения студентов, определяются условия успешного обучения.

Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическая деятельность;
  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика (поддержка);
  • психологическая коррекция;
  • психологическое консультирование.

Работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.

План реализации психологического направления проекта:

I. Организационно-методическая деятельность

  1. Заполнение индивидуальных карт диагностики;
  2. Электронная база данных.

II. Психологическая диагностика

  1. Изучение процесса адаптации студентов I, II курса к учебной деятельности . Рекомендации по сопровождению развития студентов;
  2. Изучение индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации по сопровождению развития студентов;
  3. Выявление психологических причин трудностей в обучении студентов;
  4. Заключение по результатам диагностики, рекомендации;
  5. Изучение готовности выпускников к профессиональной деятельности.

III. Психологическое просвещение

  1. Групповые мероприятия, направленные на повышение уровня психологической и профессиональной компетентности студентов.

IV. Психологическая профилактика (поддержка)

  1. Тренинги с детьми-си-ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (I, II курсы);
  2. Проведение групповых мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.

V. Психологическая коррекция

VI. Психологическое консультирование

  1. Проведение групповых, индивидуальных консультаций студентов;
  2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций кураторов, педагогов по вопросам индивидуального развития студентов 

Педагогическое направление  

Педагогическое направление обеспечивает педагогические условия для самореализации личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательной среде педагогического колледжа, предполагает систематическое отслеживание педагогического статуса студента и динамики его успеваемости в процессе профессионального обучения и производственной практики. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики; предполагается оказание помощи студентам в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, в прохождении производственной практики, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.

План реализации педагогического направления проекта

I. Организационно-методическая деятельность

  1. Анализ документов (аттестата, сертификатов) и оформление личной карточки студента;
  2. Ознакомление с графиком учебного процесса, учебной и производственной практик.

II. Диагностика

  1. Проведение входных контрольных работ по учебным дисциплинам;
  2.  Анализ входного тестирования по учебным дисциплинам;
  3.   Отслеживание успеваемости и посещаемости учебных занятий и педагогической практики студентами (Мониторинг успеваемости и посещаемости);
  4. Анализ результатов промежуточной аттестации;
  5.  Определение уровня готовности к производственной практике и будущей профессии;
  6. Анализ качества успеваемости по учебной деятельности и производственной практике.

III. Консультирование

  1. Проведение индивидуальных консультаций по дисциплинам;
  2.  Работа с малым педагогическим коллективом по оказанию помощи студентам в учебной деятельности и в ходе прохождения практики;
  3. Проведение бесед по итогам семестра, учебного года;
  4.  Проведение собраний, консультаций, встреч для законных представителей;
  5. Проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов в рамках подготовки к различным видам практик.

IV. Коррекционно-развивающая работа

  1. Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
  2.  Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Социальное направление

 Социальное направление предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта: решение проблем связанных с получением жилья, обустройством быта, организация летнего отдыха, выплата пособий и стипендий, организация питания и досуга, охрана и защита прав; формирование здорового образа жизни.

План реализации социального направления программы

I. Организационно-методическая деятельность

  1. Выявление в приемной комиссии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2.  Анализ документов, переданных приемной комиссией, и оформление личных дел обучающихся I курса из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. Составление списка общих сведений обучающихся из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  4.  Постановка на государственное обеспечение;
  5.  Защита и охрана прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
    • контроль за постановкой студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготную очередь на получение жилья
    • проверка сохранности закрепленного жилья
    • составление актов обследования жилья
    • запросы о задолженности по квартплате
    • сверка очередности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, поставленных на льготную очередь на получение жилья, запросы в органы опеки и попечительства о постановке на льготную очередь на получение жилья студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под попечительством
    • сверка поступлений на лицевые счета денежных средств: пенсии по потере кормильца, алиментов
    • контроль над обеспечением выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей койко-местом в общежитиях
  6. Участие в работе стипендиальной комиссии с целью назначения на социальную стипендию студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. Оказание материальной помощи;
  8.  Совместная работа с органами опеки и попечительства по охране прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  9.  Организация летней занятости;
  10.  Организация содержательного досуга.

II. Диагностика

  1. Проверка посещаемости занятий студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2.  Социальная и медицинская диагностика студентов;
  3.  Изучение и выявление социально-педагогических особенностей адаптации студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, I, II курсов;
  4. Сбор и анализ информации об организации зимнего/летнего отдыха студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

III. Просветительско-профилактическая деятельность

  1. Создание информационной среды для студентов I курса, проведение собраний групп, курсов по ознакомлению студентов с Положением о предоставлении социальных льгот;
  2. Оформление и обновление стенда о социальных льготах студентов (по мере необходимости);
  3.  Рейды в общежитие, анализ обустройства;
  4.  Профилактика преступлений и правонарушений: лекции и беседы на правовую тематику: «Ответственность несовершеннолетних за преступления и правонарушения» и др.;
  5.  Привлечение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реализации социально значимых проектов: «Доброе сердце», «Георгиевская ленточка» и др. 

IV. Консультации

  1. Индивидуальные и групповые консультации студентов по вопросам социального обеспечения;
  2. Индивидуальные консультации с законными представителями, педагогами-предметниками, кураторами.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях : учеб. пособие / Т. П. Демидова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 110 с.
  2. Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении  : учебнометодическое пособие / авт.-сост. О. Ю. Дмитриева и др. – Департамент науки и проф. образования Кемер. обл., Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования. – Кемерово : КРИРПО, 2005. – 137 с.
  3.  Жилина, Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот [Текст] / Л. А. Жилина // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб. : РГПУ, 2008. – № 23 (54). – С. 357 – 360.
  4. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 445 с.
  5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2008.
  6.  Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста [Текст]: методическое пособие / Е. В. Федосенко. – М.: Калининград : Изд-во Российского гос. ун-та, 2009. – 149 с.
  7.  Ханасюк, И. К. Шаг за шагом [Электронный ресурс] : программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580428/