Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г.Тамбова»
Проект
Эффективность комплексной психолого-педагогической помощи в профессиональной подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разработчики:
Шаталова А.В.
Стенина С.С.
Тамбов 2014
Пояснительная записка
«…Если жизнь окружает защитой, дети учатся верить в себя и других…»
Дороти Ло Нолт
На сегодняшний день многих педагогов, работающих в профессиональном образовании волнует проблема социально-психологической адаптации воспитанников детских домов к условиям новой образовательной среды – профессионального колледжа. Желание дать детям-сиротам профессию – похвально, но, как известно, в колледжи поступает большинство абитуриентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не мотивированных на выбранную для них администрацией детского дома профессию.
Не мотивированные на дальнейшее образование, не сделавшие свой выбор в профессиональной сфере, слабо ориентирующиеся в окружающем социуме, привыкшие к постоянному контролю воспитателей, страстно желающие из под него вырваться, такие дети чаще всего демонстрируют не самые лучшие свои качества: нежелание учиться (пропуски занятий, без уважительных причин), трудиться (прогуливают производственную практику), участвовать в каких либо мероприятиях, а также пренебрежение общепринятыми правилами учебного заведения, грубость, безответственность, презрение к окружающим и т.д. Возможно, такое поведение сирот можно отнести к издержкам воспитания в детском доме. Так как образ жизни и система воспитания формируют специфические особенности общения воспитанников со взрослыми и сверстниками.
Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого-педагогического сопровождения. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд. 1). В ней подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий личностно-значимых и общественно-приемлемых прав, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
На основании этого нами был разработан проект «Эффективность комплексной психолого-педагогической помощи в профессиональной подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель и задачи проекта : содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие автономности, самостоятельности, социальной и профессиональной компетентности, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки, а также зрелой личности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.
Задачи:
- оказывать педагогическую поддержку в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
- осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения;
- создавать благоприятные условия для социальной адаптации в условиях колледжа;
- обеспечивать сохранение гарантий для полной реализации студентами из числа детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, своих основных прав и социальной поддержки;
- способствовать их профессиональному самоопределению и развитию профессиональной идентичности;
- организовать систему взаимодействия структурных подразделений колледжа по адаптации лиц данной категории.
Ожидаемые результаты:
- более 55 % качественной успеваемости в учебной деятельности и производственной практики студентов из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие пропусков учебных занятий, учебной и производственной практики без уважительной причины;
- более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют во внеурочной деятельности по дисциплинам профессиональной подготовки (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д.);
- более 50 % студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, участвуют в досуговой деятельности и студенческом самоуправлении;
- 100 % реализация прав и получение льгот, гарантированных государством;
- высокий уровень готовности студентов к профессиональной практике и будущей трудовой деятельности;
- высокий уровень комфортности обучения; высокий уровень правовой осведомленности студентов в вопросах получения льгот и гарантий;
- более 50 % выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустроены по полученной профессии и специальности.
Срок действия проекта 2014/2015–2015/2016 учебные годы
Этапы реализации проекта:
2014/2015 учебный год – подготовительный этап:
- научно-методическое обеспечение деятельности педагогического колледжа по реализации проекта;
- постановка цели и задач перед коллективом;
- разработка методических рекомендаций по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей;
- апробация проекта.
2015/2016 учебный год – основной этап:
- реализация программы;
- внесение изменений и дополнении в методические рекомендации по сопровождению адаптации и учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.
2015/2016 учебный год – заключительный этап:
- совершенствование деятельности педагогического колледжа по сопровождению адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетными направлениями в реализации данного проекта являются:
- психологическое направление (психологическая служба);
- педагогическое направление (заведующие отделениями, преподаватели);
- социальное направление (социальные педагоги, кураторы, воспитатель).
Психологическое направление:
Психологическое направление предполагает создание благоприятных социально-психологических условий для развития личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, и включает изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся, проведение коррекционно-развивающей работы, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование мотивации к обучению, освоению профессии. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения студентов, определяются условия успешного обучения.
Деятельность педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
- организационно-методическая деятельность;
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика (поддержка);
- психологическая коррекция;
- психологическое консультирование.
Работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
План реализации психологического направления проекта:
I. Организационно-методическая деятельность
- Заполнение индивидуальных карт диагностики;
- Электронная база данных.
II. Психологическая диагностика
- Изучение процесса адаптации студентов I, II курса к учебной деятельности . Рекомендации по сопровождению развития студентов;
- Изучение индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации по сопровождению развития студентов;
- Выявление психологических причин трудностей в обучении студентов;
- Заключение по результатам диагностики, рекомендации;
- Изучение готовности выпускников к профессиональной деятельности.
III. Психологическое просвещение
- Групповые мероприятия, направленные на повышение уровня психологической и профессиональной компетентности студентов.
IV. Психологическая профилактика (поддержка)
- Тренинги с детьми-си-ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (I, II курсы);
- Проведение групповых мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся.
V. Психологическая коррекция
VI. Психологическое консультирование
- Проведение групповых, индивидуальных консультаций студентов;
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций кураторов, педагогов по вопросам индивидуального развития студентов
Педагогическое направление
Педагогическое направление обеспечивает педагогические условия для самореализации личности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в образовательной среде педагогического колледжа, предполагает систематическое отслеживание педагогического статуса студента и динамики его успеваемости в процессе профессионального обучения и производственной практики. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики; предполагается оказание помощи студентам в овладении знаниями, умениями, навыками в процессе обучения, в прохождении производственной практики, формирование у них коммуникативных, организаторских навыков, ценностного отношения к выбранной профессии, навыков бесконфликтного поведения в любой ситуации.
План реализации педагогического направления проекта
I. Организационно-методическая деятельность
- Анализ документов (аттестата, сертификатов) и оформление личной карточки студента;
- Ознакомление с графиком учебного процесса, учебной и производственной практик.
II. Диагностика
- Проведение входных контрольных работ по учебным дисциплинам;
- Анализ входного тестирования по учебным дисциплинам;
- Отслеживание успеваемости и посещаемости учебных занятий и педагогической практики студентами (Мониторинг успеваемости и посещаемости);
- Анализ результатов промежуточной аттестации;
- Определение уровня готовности к производственной практике и будущей профессии;
- Анализ качества успеваемости по учебной деятельности и производственной практике.
III. Консультирование
- Проведение индивидуальных консультаций по дисциплинам;
- Работа с малым педагогическим коллективом по оказанию помощи студентам в учебной деятельности и в ходе прохождения практики;
- Проведение бесед по итогам семестра, учебного года;
- Проведение собраний, консультаций, встреч для законных представителей;
- Проведение психолого-педагогических семинаров-практикумов в рамках подготовки к различным видам практик.
IV. Коррекционно-развивающая работа
- Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
- Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Социальное направление
Социальное направление предполагает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, формированию социального опыта: решение проблем связанных с получением жилья, обустройством быта, организация летнего отдыха, выплата пособий и стипендий, организация питания и досуга, охрана и защита прав; формирование здорового образа жизни.
План реализации социального направления программы
I. Организационно-методическая деятельность
- Выявление в приемной комиссии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Анализ документов, переданных приемной комиссией, и оформление личных дел обучающихся I курса из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Составление списка общих сведений обучающихся из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Постановка на государственное обеспечение;
- Защита и охрана прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- контроль за постановкой студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготную очередь на получение жилья
- проверка сохранности закрепленного жилья
- составление актов обследования жилья
- запросы о задолженности по квартплате
- сверка очередности студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, поставленных на льготную очередь на получение жилья, запросы в органы опеки и попечительства о постановке на льготную очередь на получение жилья студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под попечительством
- сверка поступлений на лицевые счета денежных средств: пенсии по потере кормильца, алиментов
- контроль над обеспечением выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей койко-местом в общежитиях
- Участие в работе стипендиальной комиссии с целью назначения на социальную стипендию студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Оказание материальной помощи;
- Совместная работа с органами опеки и попечительства по охране прав студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Организация летней занятости;
- Организация содержательного досуга.
II. Диагностика
- Проверка посещаемости занятий студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Социальная и медицинская диагностика студентов;
- Изучение и выявление социально-педагогических особенностей адаптации студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, I, II курсов;
- Сбор и анализ информации об организации зимнего/летнего отдыха студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
III. Просветительско-профилактическая деятельность
- Создание информационной среды для студентов I курса, проведение собраний групп, курсов по ознакомлению студентов с Положением о предоставлении социальных льгот;
- Оформление и обновление стенда о социальных льготах студентов (по мере необходимости);
- Рейды в общежитие, анализ обустройства;
- Профилактика преступлений и правонарушений: лекции и беседы на правовую тематику: «Ответственность несовершеннолетних за преступления и правонарушения» и др.;
- Привлечение студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реализации социально значимых проектов: «Доброе сердце», «Георгиевская ленточка» и др.
IV. Консультации
- Индивидуальные и групповые консультации студентов по вопросам социального обеспечения;
- Индивидуальные консультации с законными представителями, педагогами-предметниками, кураторами.
Список литературы
- Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях : учеб. пособие / Т. П. Демидова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 110 с.
- Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении : учебнометодическое пособие / авт.-сост. О. Ю. Дмитриева и др. – Департамент науки и проф. образования Кемер. обл., Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования. – Кемерово : КРИРПО, 2005. – 137 с.
- Жилина, Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот [Текст] / Л. А. Жилина // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб. : РГПУ, 2008. – № 23 (54). – С. 357 – 360.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 445 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-Пресс, 2008.
- Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста [Текст]: методическое пособие / Е. В. Федосенко. – М.: Калининград : Изд-во Российского гос. ун-та, 2009. – 149 с.
- Ханасюк, И. К. Шаг за шагом [Электронный ресурс] : программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580428/