Взаимодействие семьи и школы
в условиях социокультурного пространства
МАОУ СОШ №1 г. Тамбова
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Сегодня очевидно, что воспитывать ребенка изолировано от общества нельзя. Процесс развития личности ребёнка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве родителей, педагогов, самих детей. Школа заинтересована в тесном сотрудничестве с семьёй. С этой целью в школе велась работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. Развитие территориального образовательного пространства потребовала от каждой образовательной организации города определить особенности своего развития с учетом внешних связей и отношений, с учетом требований, предъявляемых школе окружающей ее социальной среды.
Средний возраст уже проживающего населения нашего микрорайона составляет 38 лет. Доля жителей-пенсионеров незначительна и составляет не более 10%. Население молодое, активное.
В 2010 году на данной территории построено и введено в действие новое здание социально-культурного центра, где сегодня осуществляется обучение детей 1-6 классов. В состав центра также входит культурно-досуговый блок, включающий зрительный зал, холл, конференц-зал, помещения для организации дополнительного образования, активные рекреации, спортивный комплекс, столовая. В здании школы работает городская библиотека. Работники библиотеки предоставляют свои услуги, как участникам образовательных отношений, так и жителям близлежащих микрорайонов.
В школе реализуются 3 модели: Школа - социокультурный центр, Школа в режиме полного дня и Общественно-активная школа. Т.о. школа осуществляет общественно-ориентированное образование.
Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в котором закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.