Создание центра комплексной предшкольной подготовки детей-инвалидов «Вместе играем и развиваем»

Название ИО Создание центра комплексной предшкольной подготовки детей-инвалидов «Вместе играем и развиваем»
Категория инновационного опыта (УС) Услуга
Орган власти/организация реализующая ИО Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Актуальность

Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе требует гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети-инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватного организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Имеющиеся у детей отклонения приводят к низкой познавательной активности, которая проявляется неравномерно, во всех видах психической деятельности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, незрелости и нарушению эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.

Для того, чтобы начало школьного обучения детей–инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения, стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования.

В Тамбовской области, как и в целом в Российской Федерации, проживает большое количество детей-инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения по разным причинам, которые нуждаются в оказании коррекционной психолого-педагогической помощи и создании условий, адекватных их образовательным потребностям, психическим и физическим возможностям.

Семьи, имеющие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, так же нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Цель

Создание системы работы по комплексной предшкольной  подготовке   детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения.

Задачи
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • повышение компетентности родителей по подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья  к школе с использованием средств лекотеки;
  • улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и волонтеров, участвующих в проекте;
  • привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья,  формирование толерантного отношения к ним в обществе;
  • развитие взаимодействия социальных институтов семьи, центра, школы по вопросам воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с  ограниченными возможностями здоровья.
Целевые группы

Целевые группы инновационного опыта:  дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, семьи, воспитывающие  детей-инвалидов и детей  с ОВЗ.

Показатели и индикаторы результата

Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта – 50

Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта – 49

Общее число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях Проекта – 185

Число специалистов учреждения, прошедших обучение в рамках мероприятий по внедрению новых методик и технологий и непосредственно работающих с целевой группой Проекта – 30

Число добровольцев, обученных навыкам оказания помощи целевой группе и участвующих в практической работе с целевой группой – 4

Количество новых методик и технологий, ранее не используемых в деятельности по оказанию помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации– 3

Число изданных методических материалов по использованию новых методик и технологий, внедрённых в ходе проектной деятельности – 10

Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта - 5

Достигнутые результаты

Реализация мероприятий Проекта позволила:

- достичь положительную динамику в усвоении программного материала по образовательным областям;

- повысить показатели уровня ориентирования в окружающем мире, уровень знаний  необходимых для обучения в школе;

- сформировать  способность к произвольному вниманию, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе;

- сформировать положительное отношение к школе;

- создать материально-технические условия для организации комплексной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к школе;

- осуществить систематическую коррекционную медико-психолого-педагогическую помощь специалистов детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для их успешной интеграции и социализации;

- повысить компетентность родителей в воспитании  и обучении детей целевой группы;

- улучшить социальное самочувствие и психологический климат в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;

- повысить уровень толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья у родителей и педагогов;

- привлечь внимание общественности к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработчики

Мощенко Н.В., заведующая организационно-методическим отделением,

Мещерякова С.К., педагог-психолог,
Михина В.А., учитель-логопед,

Инякина В.Н., воспитатель,

Мартехина Т.А., учитель начальных классов,

Аверьянова Н.В., учитель начальных классов,

Попова И.В., учитель-дефектолог,

Головлева Л.В., воспитатель

Пешехонова Н.Н., учитель-дефектолог.

Перспективы ИО

Продолжение работы в рамках образовательной организации

Необходимые ресурсы

Для реализации программы по предшкольной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социальной интеграции необходимо оборудование:

детская мебель для организации занятий с детьми,

детский компьютерный комплекс, программное обеспечение, развивающие прописи для дошкольников,  МФУ, компьютер, видеокамера, цветной принтер, ноутбук;

для проведения занятий в лекотеке:

игровое  оборудование (конструкторы, наборы для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, игровые тренажеры, дидактический материал,  мячи сенсорные,  куклы би-ба-бо,   куклы пальчиковые, ростовые куклы, костюмы театральные, игрушки для сенсорной стимуляции;

для организации различных мероприятий с детьми (соревнований, спортивных праздников и др.) необходимы  призы: грамоты, книгы, мелкий спортивный инвентарь и др.

Адрес ИО

Субъект Российской Федерации: Тамбовская область
Название организации: ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Адрес почтовый: 392036,  г. Тамбов, ул. Самарская, д. 9
Электронная почта: togou28@rambler.ru
Контактный телефон: 8(4752)72-03-54.
Контактное лицо: Павлова Татьяна Александровна

Cайт размещения подробной информации http://ccenter.68edu.ru/news.html
Дополнительная информация
Об авторах Мощенко Н.В., заведующая организационно-методическим отделением, Мещерякова С.К., педагог-психолог, Михина В.А., учитель-логопед, Инякина В.Н., воспитатель, Мартехина Т.А., учитель начальных классов, Аверьянова Н.В., учитель начальных классов, Попова И.В., учитель-дефектолог, Головлева Л.В., воспитатель Пешехонова Н.Н., учитель-дефектолог.
Приложения

Буклет Центр комплексной предшкольной подготовки «Вместе играем и развиваем»

Сборник «Современные подходы к организации комплексной предшкольной подготовки и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»