Название ИО | Создание центра комплексной предшкольной подготовки детей-инвалидов «Вместе играем и развиваем» |
---|---|
Категория инновационного опыта | (УС) Услуга |
Орган власти/организация реализующая ИО | Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» |
Актуальность |
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе требует гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Дети-инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватного организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Имеющиеся у детей отклонения приводят к низкой познавательной активности, которая проявляется неравномерно, во всех видах психической деятельности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, искажению познания окружающего мира, незрелости и нарушению эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Для того, чтобы начало школьного обучения детей–инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения, стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. В Тамбовской области, как и в целом в Российской Федерации, проживает большое количество детей-инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения по разным причинам, которые нуждаются в оказании коррекционной психолого-педагогической помощи и создании условий, адекватных их образовательным потребностям, психическим и физическим возможностям. Семьи, имеющие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, так же нуждаются в квалифицированной психологической помощи. |
Цель |
Создание системы работы по комплексной предшкольной подготовке детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения. |
Задачи |
|
Целевые группы |
Целевые группы инновационного опыта: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
Показатели и индикаторы результата |
Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта – 50 Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта – 49 Общее число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях Проекта – 185 Число специалистов учреждения, прошедших обучение в рамках мероприятий по внедрению новых методик и технологий и непосредственно работающих с целевой группой Проекта – 30 Число добровольцев, обученных навыкам оказания помощи целевой группе и участвующих в практической работе с целевой группой – 4 Количество новых методик и технологий, ранее не используемых в деятельности по оказанию помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации– 3 Число изданных методических материалов по использованию новых методик и технологий, внедрённых в ходе проектной деятельности – 10 Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта - 5 |
Достигнутые результаты |
Реализация мероприятий Проекта позволила: - достичь положительную динамику в усвоении программного материала по образовательным областям; - повысить показатели уровня ориентирования в окружающем мире, уровень знаний необходимых для обучения в школе; - сформировать способность к произвольному вниманию, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе; - сформировать положительное отношение к школе; - создать материально-технические условия для организации комплексной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к школе; - осуществить систематическую коррекционную медико-психолого-педагогическую помощь специалистов детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для их успешной интеграции и социализации; - повысить компетентность родителей в воспитании и обучении детей целевой группы; - улучшить социальное самочувствие и психологический климат в семьях, воспитывающих детей-инвалидов; - повысить уровень толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья у родителей и педагогов; - привлечь внимание общественности к проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Разработчики |
Мощенко Н.В., заведующая организационно-методическим отделением, Мещерякова С.К., педагог-психолог, Инякина В.Н., воспитатель, Мартехина Т.А., учитель начальных классов, Аверьянова Н.В., учитель начальных классов, Попова И.В., учитель-дефектолог, Головлева Л.В., воспитатель Пешехонова Н.Н., учитель-дефектолог. |
Перспективы ИО |
Продолжение работы в рамках образовательной организации |
Необходимые ресурсы |
Для реализации программы по предшкольной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их социальной интеграции необходимо оборудование: детская мебель для организации занятий с детьми, детский компьютерный комплекс, программное обеспечение, развивающие прописи для дошкольников, МФУ, компьютер, видеокамера, цветной принтер, ноутбук; для проведения занятий в лекотеке: игровое оборудование (конструкторы, наборы для сюжетно-ролевых игр, развивающие игры, игры для развития мелкой моторики, игровые тренажеры, дидактический материал, мячи сенсорные, куклы би-ба-бо, куклы пальчиковые, ростовые куклы, костюмы театральные, игрушки для сенсорной стимуляции; для организации различных мероприятий с детьми (соревнований, спортивных праздников и др.) необходимы призы: грамоты, книгы, мелкий спортивный инвентарь и др. |
Адрес ИО |
Субъект Российской Федерации: Тамбовская область |
Cайт размещения подробной информации | http://ccenter.68edu.ru/news.html |
Дополнительная информация | |
Об авторах | Мощенко Н.В., заведующая организационно-методическим отделением, Мещерякова С.К., педагог-психолог, Михина В.А., учитель-логопед, Инякина В.Н., воспитатель, Мартехина Т.А., учитель начальных классов, Аверьянова Н.В., учитель начальных классов, Попова И.В., учитель-дефектолог, Головлева Л.В., воспитатель Пешехонова Н.Н., учитель-дефектолог. |
Приложения |
Буклет Центр комплексной предшкольной подготовки «Вместе играем и развиваем» |