Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР «Моя школа»

Название ИО Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР «Моя школа»
Категория инновационного опыта (МР) Метод работы
Орган власти/организация реализующая ИО Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мичуринский детский санаторий «Ласточка»
Актуальность

Актуальность программы заключается в ведущей роли детско-родительских отношений при подготовке к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа в реабилитационном учреждении может иметь успех в том случае, если в эту работу активно включены родители и дети. Подобное взаимодействие позволяет осуществить полноценный индивидуально-ориентированный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих своего ребёнка, и педагогов, специалистов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний.

Цель

- Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

- Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, эмоционального, социального развития.

- Создание условий для психологической подготовки детей к безболезненному и успешному вхождению в школьную жизнь.

- Осуществление не только психологической готовности к школьному обучению – развитие необходимых школьных навыков, но и готовность всей семьи к изменению социальной ситуации.

Задачи
  • Развивать у детей коммуникативную готовность к школе и осознание ребёнком специфики позиции школьника;
  • Формировать адекватное представление о школьной жизни;
  • Повышать школьную мотивацию у детей;
  • Повышать личную компетентность у родителей в вопросах психологической готовности детей к школе, их адаптации к новым социальным условиям;
  • Способствовать оптимизации взаимоотношений «ребёнок-родитель», «родитель-педагог», «родитель-родитель»;
  • Выявлять особенность психологического развития у детей с целью определения индивидуального подхода к ним;
  • Отслеживать и анализировать психологическое состояние каждого ребёнка во время занятий, причин его успешности или неуспешности;
  • Определить стратегию работы с конкретным ребёнком;
  • Отслеживать динамику развития детей;
  • Реконструировать детско-родительские взаимоотношения;
  • Оптимизировать супружеские и внутрисемейные взаимоотношения;
  • Гармонизировать межличностные отношения между ребёнком и членами семьи;
  • Гармонизировать межличностные отношения между диадой «мать-ребёнок»  членами семьи;
  • Корректировать неадекватное поведение  и эмоциональные реакции родителей детей с отклонениями в развитии;
  • Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
  • Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Данная программа базируется на принципах корреционно-развивающего формирующего и щадящего, индивидуально-ориентированного обучения.

Занятия строятся с учётом индивидуальности каждого ребёнка (наличия опыта, возможностей, темпа деятельности, личностных трудностей и т.д.). такое обучение является и личностно-ориентированным, поскольку, в его процессе формируются не только знания, умения и навыки, но и основные базисные характеристики личности : самостоятельность, инициативность, компетентность (интеллектуальная, языковая, социальная), произвольность, свобода поведения, самосознание и самооценка.

Целевые группы

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды как отдельная группа.

Родители детей с ОВЗ.

Показатели и индикаторы результата

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в состав целевой группы проекта и получивших реабилитационные услуги- 189 чел.;

Число детей – инвалидов, включенных в состав целевой группы проекта и получивших  реабилитационные услуги- 70 чел;

Число родителей детей с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги – 44 чел.

Достигнутые результаты

В ходе проведения цикла занятий по данной программе были достигнуты следующие результаты:

  • Увеличилась коммуникативная компетенция детей.
  • Уменьшилась школьная тревожность и страхи.
  • Раскрылись индивидуальные особенности детей в атмосфере доброжелательности и возможности самоутверждения.
  • Родители получили возможность обучения друг у друга, у своих и чужих детей.
  • Восстановился положительный эмоциональный контакт родителей с ребёнком внутри семьи.
  • У родителей сформировались навыки нахождения уязвимых мест в контакте с ребёнком и достижения их преодоления.

У родителей появилась возможность сориентировать семью не только на успех в общении, но и на позитивное отношение к неудачам, на использование ошибок как новые возможности обучения, а также настроиться на  выстраивание контактов с детьми  в роли союзников.

Разработчики

Программа разработана педагогом-психологом ТОГБУЗ «МДС «Ласточка» Краснояровой Еленой Юрьевной.

Перспективы ИО

При высокой оценке эффективности по результатам использования технологии данная методика может быть использована в структуре ДОУ, реабилитационных центрах с перспективой внедрения в деятельность других специализированных учреждений для детей с ОВЗ на территории РФ.

Необходимые ресурсы
  • Специально оборудованный кабинет, соответствующий нормам гигиены, труда и отдыха, вместимость до 12 человек для групповых занятий, тренингов, индивидуальных консультаций.
  • Методические пособия.
  • Стимульный материал: карточки, картинки, фишки.
  • Подсобный материал: тетради, бумага, альбомы для рисования, карандаши, фломастеры, краски.
  • Техническое оснащение: ноутбук, колонки, принтер.
  • Набор музыкальной коллекции классической и современной музыки.
Адрес ИО

Субъект Российской Федерации -Тамбовская область
Название организации - ТОГБУЗ «МДС «Ласточка»
Адрес почтовый 393760, Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Садовая, д.2а.
Электронная почта Lastochka_mich@rambler.ru
Контактный телефон 8(47545)5-41-16
Контактное лицо Солопова Светлана Ивановна.

Cайт размещения подробной информации http://lastochka.tmbreg.ru/
Дополнительная информация

Не имеет противопоказаний и побочных эффектов для здоровья. Может использоваться специалистами психолого-педагогического профиля лечебного учреждения, а также в домашних условиях родителями.

Об авторах Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мичуринский детский санаторий «Ласточка» является подведомственным учреждением управления здравоохранения Тамбовской области. Красноярова Елена Юрьевна педагог-психолог высшей категории, работает в санатории с 2002 года.
Приложения

Коррекционно-развивающая программа «Моя школа» (pdf)