Программа тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения «ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА»

Название ИО Программа тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения «ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА»
Категория инновационного опыта (ДР) Другое
Орган власти/организация реализующая ИО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 «Ягодка» (МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка») г. Тамбова
Актуальность

Успешное обучение ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида строится, прежде всего, на обеспечении доступности дошкольного образования, способствующей повышению качества жизни, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей, созданию толерантной среды в детском коллективе, использованию особых коррекционно-педагогических  подходов и технологий в работе, обеспечению интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, для установления детского и семейного благополучия.

Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей с ОВЗ, детям-инвалидам позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.

Цель

Цель инновационного опыта – организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях специально организованной адаптированной среды, позволяющей обеспечить доступность дошкольного образования, повышение качества жизни, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов (в том числе детей раннего возраста) и их семей, создание толерантной среды в детском коллективе, обеспечивая интеграцию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в позитивное устойчивое социальное окружение для установления детского и семейного благополучия.

Задачи

Задачи инновационного опыта:

  1. Организовать работу по проведению мониторинга учета детей-инвалидов, проживающих в близлежащей территории к ДОУ, потребности создания специальных условий для получения ими дошкольного образования;
  2. Создать в ДОУ специальные условия для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, обеспечивая интеграцию детей в позитивное устойчивое социальное окружение;
  3. Обеспечить внедрение дистанционной формы обучения детей-инвалидов; 
  4. Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере образования образовательные программы дошкольного образования, а также разработать адаптированные образовательные  программы;

Обеспечить взаимодействие с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, и оказание им  психолого-педагогической поддержки. 

Целевые группы

Семьи детей-инвалидов и детей с ОВЗ; дети-инвалиды и дети с ОВЗ

Показатели и индикаторы результата
  1. Охват мероприятиями целевой группы.
  2. Включение организаций в реализацию мероприятий Проекта.
  3. Развитие кадровых и общественных ресурсов для работы по профилактике детского и семейного неблагополучия.
  4. Распространение эффективных социальных практик, новых технологий и методик.
Достигнутые результаты

Информация о достигнутых результатах (pdf)

Диагностика адаптации к социальной среде и уровня коммуникативного поведения (pdf)

Разработчики

Пугнер Ирина Валентиновна, заведующий МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка».

Золотухина Галина Владимировна, заместитель заведующего.

Сошкина Ирина Анатольевна, старший воспитатель.

Тарских Светлана Дмитриевна, тьютор, кандидат педагогических наук.

Перспективы ИО

Доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и в рамках целевой программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы реализация перспективных идей проекта тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей – инвалидов  в условиях дошкольного образовательного учреждения «Открытые сердца» предполагает:

  • Создание специальных условий образовательного развивающего пространства для пребывания детей в группах (наличие пандусов, расширенных дверных проемов), позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей - инвалидов с целью приема их  в ДОУ.
  • Внедрение инновационных технологий (в. т. ч. информационно-коммуникационных) и создание специально организованной  адаптированной  среды способствующей гармоничному, всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Создание вариативных форм тьюторского сопровождения способствующей эффективной реализации индивидуального маршрута и адаптированных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
  • Создание форм взаимодействия с родителями (законными представителями) позволяющих повысить их психолого-педагогическую компетентность.
  • Транслирование разработанной модели вариативных форм воспитания и развития детей с ОВЗ на территории города Тамбова и в СМИ.
  • Издание методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ.
Необходимые ресурсы

Кадровые ресурсы:

Основным координатором сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в дошкольном образовательном учреждении является тьютор.

Реализация проекта предполагает создание в образовательном учреждении системы тьюторского сопровождения, включающей следующие субъекты образовательного процесса:

  • Заведующий МБДОУ;
  • Заместитель заведующего МБДОУ;
  • Старший воспитатель;
  • Тьютор;
  • Воспитатель;
  • Педагог-психолог;
  • Учитель-логопед;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Музыкальный руководитель; 
  • Медицинский работник.

Финансовые ресурсы:

  • К реализации данного проекта привлекаются бюджетные и внебюджетные средства, средства некоммерческих и благотворительных организаций и средства, заложенные в целевой программе «Доступная среда» на 2016-2020 годы.

Условия трансляции ИО:

  • Одним из главных условий трансляции инновационного опыта является создание на МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка» опытно-экспериментальной площадки по внедрению данного опыта.
Адрес ИО

Субъект Российской Федерации: Тамбовская область.

Наименование регионального органа власти (при необходимости): Управление дошкольного образования администрации города Тамбова.

Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 «Ягодка» города Тамбова.

Адрес почтовый: 392036 г. Тамбов, ул.Кронштадтская, д.90.

Электронная почта: ds59yagodka@yandex.ru

Контактный телефон: 8(4752)72-27-19

Контактное лицо: Сошкина Ирина Анатольевна, старший воспитатель

Cайт размещения подробной информации http://yagodka.68edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=148:tyutorskoe-soprovozhdenie-detej-s-ovz&catid=36&Itemid=198
Дополнительная информация

Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов впервые в городе Тамбове был реализован в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка». Также впервые была введена ставка тьютора.

Об авторах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 «Ягодка». Учреждение функционирует по адресам: ул. Кронштадтская, д. 90, г. Тамбов; ул. Интернациональная, д. 60 А, г. Тамбов. В МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» с 2010 года реализуется проект «Развитие нового структурного подразделения – семейные дошкольные группы в условиях модернизации дошкольного образования». ДОУ заняло 2 место в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на лучшие модели дошкольного образования, обеспечивающие доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели раннего развития детей. Детский сад являляется участником открытого публичного конкурса среди дошкольных образовательных организаций субъектов Российской Федерации на лучшую модель (практику), обеспечивающую доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели (практики) раннего развития (г. Липецк); городского конкурса социальных проектов «Тамбов - наш общий дом» МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка» активно участвует в социальных мероприятиях города.
Приложения

Презентация проекта (pdf)